1.    Предмет, задачи, проблемы, принципы возрастной психологии и психологии развития.

Предмет: 1. Возрастные периоды и закономерности развития психики человека на разных этапах. 2. П.развития связана с изучением возрастной динамики развития человеческой психики. ВП уже и является ее частью. 3. П.развития – междисциплинарная наука, в нее входят естественные науки, психология и соц.науки. Она изучает развитие человека на протяжении всего жизненного пути.

Задачи: теоретические: 1. Изучение движущих сил развития. 2. Определение критериев переодизации 3. Выявление психологич.характеристик и смысла стабильных и критических возрастов. Прикладные: 1. Определение возрастных норм развития 2. Выявление жизненных ресурсов и потенциала развития 3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. 4. Возрастная и клиническая диагностика. 5. Разграничение паспортного и реального возраста 6. Психологические сопровождение в кризисное время.

Принципы(Выготский): 1. Изучение с учетом предыдущего и последующего возраста. 2. Особенности возраста определены общественно-историческими факторами. 3 Каждый возраст имеет резервы развития(актуальное развитие и зона ближайшего развития) 4. Переход от одного возраста к другому и психологические новообразования в нем опр. Изменением типов ведущей деятельности, соц.ситуацией развития и типов взаимодействия человека со средой.

Проблемы(Абрамова): 1. Что такое психическая реальности. 2. Как она развивается 3. Как можно предсказать ее развитие и воздействовать на нее

 

2.     Структура, функции возрастной психологии. Связь с другими науками и статус возрастной психологии.

Структура: 1. Общие и методологические основы ВП(развитие категориального аппарата, изучение истории и тенденции развития, методы исследования, специфика экспериментов, теория развития) 2. Психологический анализ конкретных возрастных этапов развития.

Функции: 1. Описание развития(внешнего поведения и внутренних переживаний) 2. Объяснение развития 3.Прогноз 4. Изменение развития(коррекция)

Связь с другими науками:  1. Биологические науки 2. Культурная антропология и этнология 3. Социология и соц.психология 4. Психологические дисциплины.

 

3.    Основные понятия и базовые категории возрастной психологии.

Базовые категории: развития, возраст, кризис

Развитие:  процесс изменения во времени. Нет единого мнения по поводу предмета изменения. Карандашев: развитие как: рост, созревание, совершенствование, универсальное изменение, качественное и структурное изменение, кол/кач изменения, изменения влекущие за собой новые изменения

Рост – количественный аспект развития (увеличение массы, например)

Созревание – все процессы, спонтанно протекающие в зависимости от ген. программы созревания. Например, физические изменения

Дифференциация.

Научение – достижение прогресса путем целенаправленный усилий и упражнений.

Запечатление – импринтинг (см. ВНД)

Социализация – соц.становление человека(спонтанно) и сой.формирование человека(целенаправленно)

Филогенез – развитие вида

Онтогенез – развитие индивида

Антропогенез – развитие человека

Микрогенез – короткая временная дистанция, во время которой протекают когнитивные процессы.

Ведущая деятельность -  д-ть, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей д-ти.

Новообразование – новые психические изменения, которые возникают на новом этапе развития.

 

Возраст:

Абсолютный – паспортный возраст

Условный – как элемент периодизации(школьный, подростковый…)

Хронологический – с момента зачатия до смерти

Биологический – состояние органов

Психологический – развитие когнитивных процессов и навыков отдельного индивида в сравнение со среднестатистическими.

Социальный – соц.роли индивида в сравнении со сверстниками.

Субъективно-переживаемый возраст – то, насколько мы себя чувствуем.

 

Кризис: наступает на новой стадии развития. Связан с появлением новообразований.

Выготский: появление новообразования, смена ведущей д-ти. Старое не отмирает, просто новое начинает доминировать. Кризис заключается в том, что старое не удовлетворяет новым потребностям, а новообразование еще не развито.

Эльконин: смена сфер между потребностно-мотивационной и операционально-технической.

 

4.    Организация и методы исследования в возрастной психологии и психологии развития.

 

Сапогова: наблюдение(краткосрочное и лонгитюдное), психологический анализ продуктов деятельности, экспериментальные методы(естественно научные и лабораторные; форма экспериментов: констатирующий, формирующий и контрольный): близнецовый, социометрический, моделирование, анкетирование и тестирование.

 

5.    Диагностика развития: проблемы, задачи, методы.

Выготский: нормативная диагностика развития – система исследовательских приемов, которая решает сл.задачи: определение реального уровня развития человека; определение зоны ближайшего развития; опр.сенсетивного периодов.

Основные показатели психического развития: 1. Развитие познавательной сферы, речевое развитие их особенности 2. Системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, ценности) 3. Овладение системой практических действий 4. Развитие физических действий их связь с умственным развитием. 5 Соц.поведение.

Основной принцип исследований: объективность.

Методы: наблюдение, эксперимент

Наблюдение: Запись на камеру или диктофон, дневниковые записи, псих.анализ продуктов деятельности, зеркало Гезелла(зеркало с прозрачно стороной)

Экспериментальный: близнецовый, сравнение псих.развития детей-нормы и детей с псих.отклонениями, кросс-культурный метод, социометрический.

 

Срез эксперимента бывает поперечный и продольных

Задачи: 1. Определение новых явлений и фактов 2. Выявление внешних симптомов развития.

 

6.    Систематизация возрастных периодизаций (по Л.С. Выготскому).

1я группа переодизаций: построенные по аналогии с каким-нибудь явлением (детство, юность, зрелость, старость как времена года). Идеи рекапитляции: детское развитие повторяет развитие общества.

По Холлу до 5 лет – рытье и копание

5-11 – охота и захват

8-12 – романтизм, пастушечья стадия

11-15 – землевладение

15 – стадия промышленности и торговли

Штерн: поведение ребенка по аналогии поведения животного

2я группа: в основе один признак – моносимптоматические теории. Блонский: развитие здоровья влияет на развитие психики (Дентация. Рассматривал зубное развитие). Болдуин: положил в основу развития познавательный процесс. Пиаже: в основе также познавательные процессы. Штерн: игровая активность, учебная –д-ть, трудовая д-ть, Бюллер, Колберг

 

3я групап: полисимптоматические переодизации с выделением существенных особенностей самого развития: Выготский, Эльконин, Петровский, Слаботчиков, Эрикссон

 

7.    Теоретические подходы, объясняющие развитие человека (по А.Г. Асмолову).

-Биологический подход к развитию. В центре развития: человек как индивид(Фрейд, Блонский, Бюллер).

-Социогенетический подход. Акцент на влияние социальной среды (Эрикссон, Эльконин)

Онютко Фрейд находится между  1 и 2 подходом.

-Персоногенетический подход. Акцентируется проблема активности, самосознания и творчества в процессе развития личности. Рассматриваются вопросы восприятия индивидуального характера и самореализации личностного выбора(Маслоу, Роджерс)

 А.Реан добавляет еще когнитивный подход (Пиаже, Колберг, Гезелл, Терман)

 

8.    Историография человеческого развития.

Ллойд Демоза:

Психоистория – эволюция взаимоотношений между родителями и детьми. 5 гипотез: 1. Эволюция взаимоотношений позволяет родителям вместе со своими детьми заново переосмыслить свое детство.  2. Наличие генерационного давления(проблема поколений) 3. На каждом этапе развития ребенка происходит сближения с родителями. 4 С развитием общества отношение к воспитанию детей более гуманно. 5. Воспитательный процесс – своеобразное отражение культурных традиций разных народов

Отношение между родителями и детьми: 1. Детоубийство. 2. Бросающий стиль 3. Амбивалентный 4. Социолизирующий (18-20 вв) 5. Навязчивый (19в) 6. Помогающий.

Арьес: Провел литературный и худ.анализ детских образов. Соц.экономическая среда влияет на продолжительность и благоустроенность детства.

 

9.    Становление зарубежной возрастной психологии и психологии развития              (В. Прейер,  С. Холл, А. Гезелл, Л. Терман, В. Штерн, К. Бюлер и др.).

 Прейер: описание развитие ребенка и его психических способностей. Важно то, что Прейер признал важнейшей особенностью внеутробной жизни психогенезис. Отказ от табулы расы и признание влияния наследственности. Пытался дать систематический обзор целостного развития психики ребенка.

Холл:

Говорил о биологической детерминации психики.

По Холлу до 5 лет – рытье и копание

5-11 – охота и захват

8-12 – романтизм, пастушечья стадия

11-15 – землевладение

15 – стадия промышленности и торговли

Штерн: Один из первых попытался дать возрастную переодизацию детского развития, определить специфику каждой стадии в развитии когнитивных процессов. Были попытки объяснить поведение ребенка по аналогии с животными(первый месяц –млекопитающее). Основной фактор развития: наследственной и соц.среда. Эмоц.развитие связано с процессом социализации. Конфликт между внешним воздействием и внутренними склонностями ребенка имеет принципиальное значение для развития.

Бюлер: концепция преформированного типа развития. Развитие ребенка соответствует стадиям поведения животного: инстинкт, дрессура, интеллект.

Гезелл: ввел лонгитюдное исследование, близнецовый метод. Разработал теорию  детского развития: начиная с момента развития через строго определенный промежуток времени, в опр.возрасте, у ребенка появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга. Ограничился чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к некоему созреванию.

Терман: Лонгитюдное исследование на протяжении 50 лет. Отобрал 1500 детей с IQ более 140. Сделал предположение, что гении имеют  лучшее здоровье, более высокую умственную одаренность и более высокие успехи в образовании.

 

10. Становление возрастной психологии в России (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,                 А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Развитие взглядов получили в русле педологии получили широкую известность в 19-30 гг 20 вв.

3 этапа становления: 1. Общедидактический этап (17-19 вв). Ребенок стоит в центре воспитания. Необходимо всесторонне изучать психику и личность ребенка.

2. Оформление в отдельную науку. Конец 19в. Появление первых экспериментальных работ в этой области. Формирование педологии. Развитие ребенка рассматривается на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений.

3. Разработка теоретических основ.

 

11. Теории развития эндогенного и экзогенного направления.

Эндогенное развитие: биологические развитие. Концепции Блонского, Гезела, Бюллера и Штерна.

Экзогенное развитие: социально обусловлено. Скиннер, Бижу, Сирс. 

Эндогенное:

Гезелл: ввел лонгитюдное исследование, близнецовый метод. Разработал теорию  детского развития: начиная с момента развития через строго определенный промежуток времени, в опр.возрасте, у ребенка появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга. Ограничился чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к некоему созреванию.

Терман: Лонгитюдное исследование на протяжении 50 лет. Отобрал 1500 детей с IQ более 140. Сделал предположение, что гении имеют  лучшее здоровье, более высокую умственную одаренность и более высокие успехи в образовании.

Газедд и Терман: нормативная дисциплина – достижение ребенка в процессе роста и развития

Штерн: наследственность есть. Но отдавал предпочтение эндогенному пути развития. Т.к. наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящей среде. Главную роль разворачивания играет собственная активность ребенка

 

Экзогенное:

Концепция научения. Главный элемент – подкрепление.

Скиннер: развитие есть сумма обучений, растянутая на большие временные дистанции. Выдвинул идею «технологии поведения», согласно которой при должном подкреплении можно сформировать любое поведение. Развитие ~ обучение

Бижу: Поведение может быть реактивным или оперантным. Стимулы могут вызывать активное поведение или усиливать опернатное. Оперантное поведение создает стимулы, которые влияют на ответное поведение. 3 группы влияний: окружающая среда, индивид с его привычками, изменяющиеся воздействия индивида на воздействующую окружающую среду

Сирс: взаимоотношение родителей и детей. Положительное подкрепление ведет в падению мотивации. В активном  поведении он выделял действие и социальное взаимодействие. Действие вызывается побуждениями удовлетворения потребностей(изначально врожденных). Формируется поведение и новый опыт. Поведение либо поощрается, либо фрустрируется, что влечет к вторичным побуждениям, которые возникают как следствие соц.взаимодейтсвия.

Развитие ребенка определяет практика воспитания =>

  1. Фаза рудиментного поведения. (до 1.6)
  2. Фаза вторичных мотивационных систем, основанная на научении внутри семьи.(1.6-5)
  3. =||= вне семьи

 

12. Теория развития З. Фрейда: основные положения о природе развития человека, стадии развития. Критика концепции развития З. Фрейда.

Развитие происходит на основе развития трех основных компонентов психики (ИД, Это, суперэго). Развитие личности всегда протекает во взаимодействии побуждающих и противодействующих сил. Психосексуальное развитие. Неудачная адаптация в раннем детстве накладывает отпечаток на все последующее развитие, поэтому особенности природы зрелой личности следует искать в раннем детстве(до 5-6 лет). Развитие связано с накоплением и локализацией либидо(биол влечениями, прежде всего сексуальными и агрессивными). Феномен детской сексуальности. Привыкание – связь сексуальных влечений с самосохранением. Эрогенная зона – место локализации либидо. Феномен автоэротизма – сексуальное поведение, при котором субъект достигает удовлетворения пользуясь собственным телом. Все детские переживания имеют сексуальную природу. Развитие идет от примыкания к автоэротизму.

Ребенок рождается незрелым. Нужна забота матери. Появляется потребность в любви матери. Но т.к. невозмоно удовлетворить все потребности появляются ограничения. Это ограничения и являются df и выделение объектов.

Оральная стадия(0-1.5)

Задачи: нет df своего тела. Переход к автоэротизму. Появление инстанции Эго. Закладываются установки зависимости или независимости довреия и опоры в отношениях. Отвыкание от груди и отделение себя от материнского тела.

Фиксация до 6 мес: недокормили или перекормили.

Перекормили: оральнопассивный мир Ждет от мира материнской заботы.

После 6 мес: недокусал или перекусал грудь.

Перекусал: оральноагрессивный тип. Стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Качества: цинизм, стремление экслплуатировать, доминировать.

 

Анальная (1.5-3)

Возраст приучения к горшку.

Задачи: формирование контроля над своим телом. Сознательное выталкивание или удержание. Разграничивание требований ИД и соц.ограничений. Сформирован ИД, появляется суперэго, эго уже сформировано. В итоге развитие приобретает конфлитный характер. В суперэго заложены авторитеты значимых взрослых и родителей.

Фиксаци: анально-удерживающий(1) тип и анально-выталкивающий

1й: жадность, замкнутость, коллекционирование, методичны, пунктуальны, сложно переносят беспорядок, тяжело переносят неопределенность. Родители были слишком строги

2й: эмоциональность, открытость, нездрженность, распыляются по мелочам, импульсивны, склонны к беспокойству.

 

Фаллическая(3-6)

Задача: Идентификация с родителем своего пола, мотивационное развитие инстанции-я, которая находится в конфликте с ИД и суперэго. Состояние тревожности, появление страхов. Появление механизмов вытеснения. Автоэротичная сексуальность становится предметной. Возникновение Эдипова комплекса или синдрома электры.

Фиксации: у ж. если папы не было, то это властная женщина. У М, если отец агрессор либо его не было, и не произошла идентификация с отцом, то это мачо и донджуаны.

 

Латентный период(7-11)

Снижение детской сексуальности. Доминирование суперэго. Сублиамция либидо на обучение. Выход ребенка из семейного круга – установление дружеских связей.

 

Генитальная стадия(12-18)

Сначала упор на свой пол, потом на противоположенный. Гетеросексуальные отношения. Интеллектуализация – сублимация на получение знаний. Аскетизм – непринятие собственной сексуальности, установка запретов.

Фиксации: гомосексуальность и либидо направлено на самого себя(нарциссизм - самодовольство).

Нормальное прохождение стадии.

 

13. Психоаналитический подход к развитию А. Фрейд.

 

Является родоначальницей детского психоанализа.

Принципы работы: полное принятие желаний ребенка-пациента, получение информации от ребенка из игры, феном госпитализма, изучала нормальное развитие, изучала суперэго, социализацию и влияние родительского авторитета. Принцип эквидистантности(нейтральная позиция консультанта по отношению к клиенту). Выделяла критерии развития при детских патологиях. Взяла термин линии развития.

Категории линий развития: созревание влечений и эгофункций, адаптация к окружению, организация психической структуры.

Развитие – это процесс скачкообразный, чредование прогресса и регресса. 

 

14. Теория психосоциального развития Э. Эриксона: фундаментальные положения и основные понятия.

 

По 4 пунктам отошел от классического самоанализа:

  1. Сдвиг акцента от ИД к Эго, эго – автономная система, которая взаимодействует с реальностью при помощи познавательных процессов. Эго стремится к сохранению целостности и индивидуальности.
  2. Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями соц.предписаний и системы ценностей. На развитие ребенка влияет общество в целом. Ребенок развивает в соц.-истор. Условиях
  3. Развитие личности идет всю жизнь, а не первые 6 лет.
  4. Психосоциальная адаптация достигается человеком на каждой стадии развития и в более позднем возрасте она может изменить свой характер.

Генетическая теория развития Эрик. Об отношении Эго и общества.

Процесс развития – формирование идентичности, при этом подчеркиевается важность сохранения и поддержания личности и целостности эго.

 

Виды идентичности: Эго идентичность (формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устройчивости и непрерывности своего эго)

Групповая идентичность: формируется потому, что с первого дня жизни ребенка, его воспитание ориентировано на вклюение в опр. Соц.группу и на выработку присущего данной группе мироощущения.

 

Человек на протяжении жизни проходит универсальные психосоциальные стадии. Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных друг другу качеств и черт характера. Переход сопровождается кризисом(поворотный пункт, который содержит в себе онтогенетический источник силы и адаптации, либо недостаточной адаптации). Любой кризис содержит в себе как позитивный, так и негативный компонент.

Позитивный: если кризис разрешен удовлетворительно, то Эго обогащается положительными качествами

Отрицательный: если кризис не разрешен или неудовлетворительно. В эго встраивается негативный компонент.

 

15. Этапы психосоциального развития по Э. Эриксону

1стадия Орально-сенсорная (до 1)

Задача: установление доверия к внешнему миру и продолжение чувств разобщенности и отчуждения.

Особенности: вырабатывается доверие к миру, к взрослым, познания через все сенсорные зоны, доминирует оральный тип взаимодейтсвия с миром, сущ две модальности(вберать: пассивная, кусать: активная), соц.модальности(взятие и удержание). К концу года нужно отделять себя от матери. Ее сущ.должно стать внутренней уверенностью.

Линии развития и соц. условия: значимый взрослый – мать. Нормальная: удовлетворение основных потребностей. Результат: формирование соц.доверия(нормальное ормпление, нормальный сон, нормальная работа кишечника). Аномальная: отсутствие поддержки со стороны родителей, игнорирование, лишении любви, эмоц.изоляция, непоследовательсность в дейтсвии, слишком раннее или резкое отлучение от груди. Результат: соц.недоверие.

 

Мышечно-анальная (до 3 лет)

Основная задача: обретение самостоятельности.

Особенности: противоречие между зависимости от родителей и автономии, ребенов воспринимает себя как независимое существо. Две модальности: удержание и расслабление. Борьба за свингторный контроль. В этот котнроль включаются родители и придают ему соц.значние – борьба за овладение свими двиг.возм. и овл.своего Я.

Предмет конфликта: могу ли я управлять своим поведением.

Соц.усл. и линии разв: значимые люди: родители.

Норм.линия: разумная дозволенность, поддержка попыток самостоятельных действия, возикает способность сотрдничать с др.людьми и настаивать на своем. Результат – развитее самостоятельности и развития в себе.

Аномальная: наказание за неопрятность, гиперопека, отсутствие поддержки в последствии чего ребенок чувствует свою неприспособленность и ущербность.

Результат: неуверенность в себе, гипертрофированное чувство стыда у взрослого человека может возникнуть негатив к своему прошлому.

 

Локомоторно-генитальная (3-6)

Задача: приобритение инициативности и уверенности в себе.

Особенности: развитие познавательной деятельсности. Появление первых представлений о том, кем я стану.Ребенок ставит перед собой задачи и решает их. Появление любознательноти и готовности учиться. Две модльности: вторжение и включение(создание совместно д-ти), закладываются моральные инстанции(совесть и ответственность)

Опасность стадии: при подавлении инициативы у ребенка появляется чувство вины, за совершенные им действия.

Предмет конфликта:  могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возмоностей.

Соц усл и лин.разв: значимые люди – вся семья в целом

Норм: родители поощряют активность и творчество ребенка. Наличие возмжностей для развития воображения, активное изение окр.мира, включение в полуролевое поведение. Реультат: активность и инициатива.

Аномальная: отсутствие возможности самореализации, неодобрение инициативности. Результат: инфантильное чувство зависти к другим, нет полуролевого поведения. Пассивность и чуство вины.

 

Латентная (6-12)

Время психосексуального маратория.

Задача: осущ.продуктивной деятельности.

Особенности: ребнок готов трудиться. Учится любить трудиться.

Предмет конфликта: могу ли я стать настолько умелым, чтобы приспособиться к окр.миру.

 

Значимая среда: друзья, школа, соседи

Норм: систематическое обучение и воспитание. Наличие позитивных примеров для подраания. Развивается чувство долга и стремление к достижению. Развитие коммуникаций. Игра. Результат: трудолюбие

Аномальная: нецеленаправленное и несистематическое обучение, нет руководства и поддержи. Результат: избегает сложных задач, соревнований, развивается чувство неполноценности.

 

Отрочество и юность (12-18)

Задача: формирование чувства идентичности

Особенности: идентификация со взрослыми. Формирование и осозн. Соц.ролей. осознание ценностей ролей, появление влюбленностей(нет секса L ) развивается избирательность в общении. Стереотип: сови/чужие. Который является защитой для чувства собственной идентичности.

Предмет конфликта: каковы мои убеждения, взгляды и позиции.

Соц.среда: группа сверстников

Норм: формируется внутренняя устройчивость и преемственность. Возникае подражание половым моделям поведения и возникает обратная положительная связь. Развитие временной перспективы, планов на будущее. Развитие лидерских качеств или подчинение при необходимости. Результаты: формирование собсвтенной идентичноти.

Аномальная: неясность жизненных целей, неопределенность ожиданий, состояние общей диффузии идентичности, регресс к инфантильному уровню. Ощущение, что все будет хорошо. Результат: смешение ролей и диффузия идентичности

 

Молодость(18…)

Задача: возникновение близости. Способность отдать себя не потеряв свою идентичность.

Особенности: сотрудничество, друзья, групповая принадлежноть, поиски спутника жизни. Опасность в избегании контактов. Возникновение люблю помогает избежать опасность.

Конфликт: могу ли я отдать себя др. человеку.

Норм: возникновение доверия, появление любви (секс), результат: Возникает близость, интимность

Аномальная: закрытость, одиночество, изоляция, редуцирование интимной жизни.

 

Взрослость

Задача: развитие целеустремленности, продолжение рода, соц.родительство

Особенности: это центральная стадия. Умения конструктивно решать соц.проблемы. Оказание помощи окружающим. Развитие происходит благодаря детям, что подтвержает субъективное ощущение своей нужности. Продуктивная д-ть и творчество

Конфликт: что я могу предложить будущим поколениям.

Норм: возникает целеустремленность и продуктивность трудовой д-ти

Аномальная: обиднение личной жизни и стагнация.

 

Зрелость

Задача: ретроспекция(оценка жизни )

Особенность: рефлексия, воспоминания, уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности

Конфликт: доволен ли я жизнью.

Норм: чувство завершенности жизненного пути, жизнь не нуждается в замене(все сделано правильно), есть мудрость. Результат: нет страха смерти, целостность ЭГО.

Аномальная: нет личной интеграции, нет чувства завершенности, «плохая жизнь», страх перед смертью. Результат: отчаянье и презрение.

 

16. Когнитивная концепция развития Ж. Пиаже: основные положения, ключевые понятия. Направления критики.

 

Центральная задача: изучение психологических механизмов лог.операций и установление постепенного возникновения стабильных лог, целостных структур интеллекта.

Основные положения: 1. Взаимоотношение целого и частного: изолированных элементов не сущ. Целое качественно отличается от части. Отношение между целым и частями варьируется. При этом они стремятся к равновесию. 2. Саморегуляция и равновесие. Интеллектуальное развитие стримится к равновесию, т.е. установлению лог.структур. Логика не врожденна, но приобретена. Равновесие со средой можно установить, если человек находит способы или схемы действия(сенсомоторный эквивалент понятия познавательного умения). Развитие схем действий – это познавательное развитие ребенка.

Схема действия – это опр.структура на опр.уровне индивидуального развития. Новые умственные структуры формируются на основе действия.

3.положение о форме и содержании. Содержание познания – это все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания – это схема мыслительной д-ти субъектов, в которую включаются внешние воздействия. 4. Положение о трансформации субъекта и объекта. Объект сущ.независимо от субъекта. Но для того, чтобы познать объект, субъект осущ. С ним действие. Поэтому граница между ними нестабильная. Объект=материал для развития субъекта. 5. Положение об аккомодации и ассимиляции. Ассимиляция: присобление новой инфы к сущ. У индивида к сехам действия, благодаря ей ребенок уточняет и совершенствует имеющие схемы действия. Аккомодация: приспособление схем действий к окр. Среде(изменение старых и появление новых). Пластичное изменение индивида. 6. Положение о расширении среды обитания. Адаптация направлена на развитие способности взаимодействовать с более широкой средой обитания. 7. Положение о непрерывности и изменения развития. 8. Положение о скорости и порядке стадии. Порядок для всех одинаков. А скорость различна. 9. Положение о ребенке. Ребенок – это сущ., которое ассимилирует вещи, отбирает и устанавливает их согласно своей умственной структуре.

10 положений о критики Пиаже. 1. Теория недооценивает подлинные способности ребенка. 2 Возрастные нормативы не подтверждаются 3. Процесс развития с точки зрения недостатков 4. Объясняет поведение исключительно с помощь способностей и интеллекта 5. Принижает роль соц.факторов в развитии 6. Постулирует синхронность развития познавательных структур, которая не подтверждается эмпирическими данными. 7 Описывает, но не объясняет развитие 8. Носит парадоксальный характер(диагностирует мышление на основе речи) 9. Игнорирует процессы мышления речи за пределами подросткового возраста 10.Использует неадекватные лог.модели(модели логики мало психологии)

 

17. Стадии интеллектуального развития ребенка (подход Ж. Пиаже).

1Сенсомоторный интеллект. 1 этап: центрация на себе до 8 мес. Воспринимает мир не зная себя как субъекта. Развитие сенсорных и моторных способностей. Исходные схемы действия – врожденные рефлексы(включаются процессы ассимиляции и аккомодации из-за недостаточности), эгоцентризм. 2 этап: 8-18мес объективация собственного интеллекта, развитие усл.реф, навыки, координация действий, возможность экспериментирования. Основной метод обучния проб и ошибок. Возникает интериоризация схем дейтсвия, антиципации(=>развитие символического допонятийного интеллекта), может ставить и решать задачи, освобождение от тотального эгоцентризма, начинает отличать себя от мира. К концу сформировано представление о мире объектов, который не зависит ни от него ни от его д-й.

2Дооперациональный интеллект

Стадия конкретных операций 1.5-11

Характерные особенности: эгоцентризм и представление о сохранности.

1этап: дооперациональный(до 7 лет). Процесс развития мышления и речи – это процесс экстериоризации, мышление изначально аутическое, затем стадия эгоцентризма, далее внешее-реалистическое. Качественная характеристика мышления – эгоцентризм. На его основе – синкретизм.

Необратимость детского мышления: трансдукция, артифициализм, анимизм.

 

Нечувствительность к противоречиям, .непонимание относительности некоторых понятий. В этом периоде происходит подготовка к формированию интеллектуальных операций, развитии представлений. В конце: символические дейтсвия, но все связаны с конкретными. Развивается лог.мышл. Возникает интуитивное мышление

2 этап: этап конкретных операций. (обратимость)

Представление о сохранности чего либо. Появляется обратимость мышления(можно вернуться мысленно к исходным данным). Ребенок соср. На двух признаках предмета => может классифицировать предметы и явления. Приходит к пониманию 2 лог принципов (А=Б=В => А=В и А+Б=Б+А)

Конец: появление системы координат, понимание конкретных и абстрактных понятий.

 

3Стадия формальных операций (12-14)

1 этап(необр) становление формальных операций

2 этап достижение форм. Операций. Совершентвуется без опоры на чувств. Воспр. Развитие дедукт-индукт мышления. Самостоятельное выдвижение идей и гипотез. Могут оперировать абстрактными понятиями, манипулировать идеями. Тенденция исходить из возможного.

 

18. Критика учения Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии представителями культурно-исторического направления (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.). Проблема развития речи и мышления в учениях Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.

 

Пиаже: аутизм-эгоценртизм-эгоцентрическая речь-внутренняя речь(под воздействием социализации)

Выг: ребенок изначально социален. Под воздействием индивидуализации эгоцентрическая речь становится внутренней.

Ф-ии эгоцентрической речи: экспрессии, планирования, разрядка.

По Пиаже и Фр: ребенку свойственны аутестичность, ассоциальность и некая насильственность в социализации.

По Выг: ребенок мыслит синкретично там, где не может мыслить логично.

 

ИЗНАСИЛОВАТЬ ИГОРЮ МОСК(!)

 

19. Школа Л.С. Выготского в возрастной психологии. Законы развития по                                Л.С. Выготскому.

 

Основные принципы построения подлинной периодизации развития: 1. Развитие – реализация, модификация и комбинирование задатков. Это непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и обр. нового. 2 Необходимо учитывать динамику перехода от одного возраста к другому.

Две линии развития в фило- и онтогенезе: натуральное и культурное развитие.

Культура: овладение орудиями, знаками, опосредованию д-ти, развитие ВПФ под влиянием культуры.

Принципы: 1. Неравномерность всего процесса развития 2. Появление несвязанных предметной деятельности сфер жизни. 3. Появление обобщенных идей о др. человеке и жизни вообще 4. Переживание, что знак!=орудие и их роль в овладении. 5. Соц. культ.ист обусловленность идей о др. человеке и «Я» 6. Личность – целое.

Стадии развития:

Новорожденный: культурное  развитие – владеие орудиями. Движение от инстинкта в усл.рефл и прастейшим формам мышления. Нет понятия Я, т.е. личностного мировоззрения. Его понятие мира строится из неразчлинения частного.

Далее стадия овладения вертикальной походке и речью. Речь – универсальный инструмент воздействия. Появляется понятие своего Я.

Возраст Игры: неустойчиво локализует свою личность.

Школьный возраст. Появляется устойчивая форма мировоззрения. Становится более социальным и индивидуальным. Формирование внутренней речи. Сначала думает, потом делает. Ребенок не осознает процессы мышления. Не контролирует их.

Подростковый возраст. Половое созревание и открытие своего Я. Оформление личности и мировоззрения. Появление жизненного плана.Это завершает процесс культурного развития.

 

20. Теория морального развития Л. Колберга.

Критикуя Пиаже, что тот слишком много уделил внимания мышлению и речи. Он не мог понять, какие схемы, правила приводят ко лжи, к  страху и т.п. Пытаясь ответить на эти вопросы, Колберг обнаруживает ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволяют ему создать теорию морального развития.

 

1 этап: Доморальный(до 7-10 лет) Стадии: 0 – оценка опирается на эмоции(что мне нравится, то и хорошо) 1 – послушание из-за страха наказания; 2 – наивный инструментальный релятивизм, гедунизм – стремление к удовольствию(явл. Мотивом к действию)

2 этап: Конвенциональная мораль(подростковый возраст). Стадии: 3 – модель «хорошего ребенка»(движет одобрение других и чувство стыда перед осуждением) источник моральных предписаний – внешний. 4 – Установка на соц.справедливость, на фиксированные правила. Ориентация на авторитет.

3 этап: Автономная мораль 5А – представление о морали, как о продукте общего договора, мораль = идея полезности. 5Б – Ориентация на высший закон и совесть 6 -  формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которым обеспечиваются совестью

 

21. Экологическая модель развития У. Бронфенбреннера.

Положение. Человек сам реструктурирует свою жизненную среду в процессе жизни, с другой стороны, он испытывает воздействие элементов этой среды. Экологическая модель развития: микросреда(сам субъект и ближайшее окружение), мезосистема(взаимоотношения между микросистемами), экзосистема(самого субъекта нет, но идет влияние системы), макросистема(идеология общества, в которой находится объект).

 

22. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.

Смотри первый курс.

 

23. Концепция развития Д.Б. Эльконина: основные положения и фундаментальные понятия,  периодизация.

Эльконин разводит ведущую деятельности и псих.новообразования. В.Д. – обуславливает внешние изменения и для каждого возраста она своя, df новые виды д-ти, формирует и перестраивает основные псих.проц.

Источник развития – внешняя практическая д-ть. В рамках В.Д. формируются новообразования. В соц. взаимоотношениях ребенка кроются истоки псих.образований.

Отношения:

Ребенок – Предмет (Ч-Вещь). Любая вещь общественная, т.к. создана Ч.

Ребенок – Взрослый (Ч-Ч). Любой взрослый – общественный взрослый.

Сильно подчеркивает социальность окружающую ребенка пространства.

Критерии периодизации: 1. Соц.ситуация развития(система отношений ребенка и способ ориентации в этих отношениях) 2. В.Д. 3. Основные новообразования. 4. Кризис: смена потребностно мотивационной смены на операционно-технической (Ч-Ч и Ч-Вещь) и наоборот.

Эльконин выделил закон чредования различных видов д-ти.

Периодизация: раннее детство(кризис новорожденности, стадия млаченчества, кризис 1 года и период раннего возраста)

Кризис новорожденности: ч-ч заканчивается в 1 месяце.

Стадия младенчества: ВД – общение со взрослыми. Дом.система Ч-Ч.

Кризис 1 года: Ч-В. Происходит переориентация в мире вещей.

Ранний возраст: предметная В.Д. Дом.система: Ч-Вещь

Детство(кризис 3 лет(освоение Ч-Ч), стадия дошкольного возраста(ВД Игровая, Ч-Ч), кризис 7 лет(Ч-В), стадия младшего школьного возраста(ВД Учебная, Ч-В)

Отрочество(кризис 12-13 лет(Ч-Ч, освоение ориентации в мире людей), подростковый возраст(ВД общение со сверстниками, Ч-Ч), кризис 15 лет(Ч-В), ранняя юность(ВД уебно-профессиональная, Ч-В)

 

 

24. Современные теории развития отечественной возрастной психологии (теория персонализации А.В. Петровского, идеи со-быитйности В. И. Слободчикова).

Строится на подходах Эриксона и Эльконина.

Основной тезис: В аспекте развития личности ведущим является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с референтной группой, либо со значимым лицом. Развитие личности ребека – процесс его интеграции в различные соц.группы. 4 фазы становления в группы: Адаптация(не появляет индивидуальных черт, интериоризация норм, ценностей, если адаптация не прошла успешно формируется неуверенность в себе и безыинциативность), Индивидуализация(выражение своей индивидуальности, если трудности, то развивается негативизм и неадыкватно завышенная самооценка), Интеграция личности в группе.

Два типа закономерностей психического развития:

  1. Внутреннее. Строится на противоречии между потребностью быть индивидуальным и соответствовать группе. Это противоречие обуславливает становление личности
  2. Развитие детерминировано извне и обусловлено внутри соц.группы

Периодизация:

1 Эпоха: ДЕТСТВО

            Периоды: 1 Ранее детство. Референтная группа – семья. 2. Детсадовский возраст. РФ – детсадовская группа 3 Младший шк.возраст РФ класс. Преобладающая фаза Адаптация.

2 Эпоха: Отрочество

            Периоды: 1 ср.шк.возраст. РФ класс либо неформальная группа. Преобладающая фаза индивидуализация

3 Эпоха: юность

            Периоды: 1 старший шк. Возраст РФ друзья и соц.объединения. Преобл.фаза интеграция. Происходит соотношение группового и личностного развития.

 

25. Пренатальное развитие и рождение. Психологический смысл рождения.

Первый месяц жизни: активное деление клеток. 5-6 день прикрепление к стенке матки.

Когда ЦНС более-менее сформировалась, идет реакция на внешние раздражители. Необходимо общаться с ребенком. Давать ему как можно больше внешних сенсорных стимулов. Идет реакция на стрессовые раздражители(громкий звук). Также очень тесная связь с химической составляющей матери.

Семь месяцев – открывает глаза. Идет реакция на световые раздражители(6 месяцев).

Верни: мысли и переживания матери передаются ребенку.

28 неделя: появление мимики на различные вкусовые раздражители. Нравится только сладкое. Также проявление различных эмоциональных гримас.

2 месяца: тактильная чувствительность.

3 месяца: вкус.

Рождение: сильный стресс как для матери так и для ребенка. Выброс А и НорА, возможно, образование сильной привязанности к матери.

 

26. Новорожденность как критический период. Импиритинг. Границы возраста. Психофизиологические особенности и поведенческие состояния новорожденного. Новообразования возраста. «Комплекс оживления».

Новообразование: появление индивидуальной психической жизни. Отличительная черта: беспомощность.

Двойственность развития новорожденности между пренатальным и поснатальным периодами: кормиться от матери. Та же двигательная активность. Много спит. Сохраняет эмбриональную позу.

Функции: восстановительная и приспособительная

 Основные моменты в псих.жизни: преобладание нерасчлененных переживаний, не выделение себя их среды, основная забота – состояние собственного комфорта. Раньше начинает реагировать на сложные эмоциональные комплексы, чем отдьные сост.эмоций.Основные потребности: пища, комфорт и безопасность, новые впечатления.

Понятие комплекса оживления: новообразование периода новорожденности. Это эмоционально положительный отклик на значимого взрослого. Первый акт поведения: первый акт общения, показательно того, что сложилась ситуация Мы. 0-1,5 мес.

Импринтинг: запечатление образа матери.

 

27. Младенчество: характерные особенности возраста, социальная ситуация развития, развитие телесного образа Я.

1.5мес – 1.5 год

Характерная особенность возраста: способность эмоционально реагировать. Вся психическая жизнь младенца опосредована взрослым. На основании этого младенца можно считать соц.существом. Ребенок максимально вплетен в соц.жизнь, но он лишен основного способа общения – речи. Ребенок и взрослый – партнеры по эмоциям.

Основные новообразования: первоначальное осознание псих.общности со взрослым, которые предшествует выделению собственного Я.

Соц.ситуация псих развития – это ситуация непрерывного единства значимого взрослого и ребенка. Ситуация Мы.

Сенсорика опережает моторику.

С 4 мес способность играть уже есть.

До 6 мес основным органом в развитии моторики = рука. Акт хватания и указательный жест. Основной способ коммуникации – требующий.

С 6 мес узнает, что есть ноги. Связано с развитием схемы тела. В это время формируется двиг.реакции подражания.  Деловая коммуникация(начинает просить, делать паузы, ждать ответной р-ии)

7-10 мес овладение тонкой мелкой моторикой. Действие становится манипулятивным из-за совершенствования зрительной координации.

С 10 мес действия приобретает ф-й характер(знает ф-ии вещей)

Примерно с 8 мес Р узнает себя в зеркале. Начинает проявлять собственные эмоц.р-ии.

 

28. Младенчество: развитие общения; явление госпитализма.

До 6 мес требующий тип общения

После 6 мес появляется деловая коммуникация. Начинает просить, делать паузы, ждать ответной р-ии.

С 4 мес игра со взрослыми

10-12 день: реакция на звуки.

2  мес: определение голоса матери. Замирание на ее голос.

4 мес: локализация звука в пространстве

4-5 мес df звуков и голосов.

7-9 мес реакция на веселую и грустную музыку

1 год развитие речевого аппарата. Звуки папа мама баба дать. Предпосылки к возникновению речи.

Средства общения: 1 экспрессивно-мимческие 2.предметно-действенные 3. Речевые операции

Госпитализм.

Запоздалое психические(эмоц.бедность, поздняя речь, отставание в развитии познавательных процессов, не умеет df сложные эмоц.комплексы, «не способны любить», нарушение в волевом поведении, пониженный уровень адаптации, болезненность) и физическое развитие (позже начинаю ходить).

Причины:

Неудовлетворение базовых социально-психических потребностей(разнообразие стимулов, в познании, в первичных социально-эмоциональных связях, особенно с матерью, в самоактуализации). Госпитализм возникает не только в ситуации полной изоляции ребенка, но и в случаях эмоционального равнодушия к нему.

Проявления: малоинициативны, слабо развита воля, не вступают в общение со взрослыми, малый словарный запас(меньше 12 слов)

Последствия:

29. Кризис первого года: новообразования, психологическое значение кризиса, особенности протекания.

 

Основные новообразования: начинает ходить. Расширяется пространство ребенка. Начинает отделять себя от взрослого: раздробление ситуации Мы. Появление автономной речи, которая носит эмоциональный х-р. От 12 до 20 слов. Носит звукоподражательный х-р.

Проявление аффектов и воли(нарушаются биоритмы, нарушения ритма витальных потребностей, эмоц.аномалии). Появляются первые акты протесты(противопоставление себя взрослому)

 

30. Период раннего детства: базовая потребность, ведущая деятельность. Развитие психических функций, развитие личности, сознания.

1-3

.Базовая потребность: в любви. Ведущая роль в ее удовлетворение родителем противоположенного пола.

Ведущая д-ть: предметная. Основная ее направленность – усвление ф-ии предметов. Проходит в 3 этапа: 1) 1-1,5 года ребенок не знает ф-ии предметов. 2) С 2 лет закрепление ф-й за предметами 3) с 2,5 отделение действия от предмета(использование заменителей, действие понарошку.

Особенности: практически полное овладение телом, речью и развитие предметной д-ти. Наблюдается разделение линий псих. М и Ж. У М формируется педметно-орудийная д-ть. У Ж развивается коммуникативная д-ть.

К концу формируется половая идентификация, развивается самосознание, ребенок отделяет себя от зрослых, развивается притязание на признание со стороны взрослых, развитие первично самооценки. Для этого возраста характерно мощное развитие речи.

Появляются страхи. Связано с расширением собственного пространства и появления множества новых стимулов. Основные типичные страхи: исчезновение, животных, громких звуков, спать одному.

 

 

31. Развитие аффективной и эмоциональной сферы в периоды младенчества и раннего детства. Страхи детей раннего детства.

Младенчество: комплекс оживления. С 8 мес формирование собственных эмоциональных реакций

Пик аффективного поведения приходится на кризис 1 года.

Раннее детство: много эмоций

Появляются страхи. Связано с расширением собственного пространства и появления множества новых стимулов. Основные типичные страхи: исчезновение, животных, громких звуков, спать одному.

 

32.  Кризис трех лет: симптоматика, «семизвездие кризиса», психологический смысл.

У Ж может наблюдаться раньше из-за опережения развития.

Симптомы: особый интерес к своему отражению в зеркале, начинают озадачиваться тем, как он выглядит в глазах других. Основная идея: Я САМ!

Особенности кризиса: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест/бунт, деспотизм. Кризис длиться около 2-3 недель.

 

33. Дошкольный возраст: социальная ситуация развития; общение со взрослыми и сверстниками; развитие когнитивной сферы.

3-6(7)

Ребенок выходит за пределы семейного круга. Центр социальной ситуации становится взрослый, как носитель соц.ф-ии. Стремится перенимать соц. ф-ии, но реально принимать участие взрослых не может.

Стадии: 3-5 воспроизведение логики реальных действий. 5-7 моделирование реальных отношений.

На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении не сводится к каким-либо другим нуждам и состоит в стремлении к познанию ребенком самого себя и других людей, к оценке и самооценке.

 

34. Дошкольный возраст: игра и другие виды деятельности. Социально-психологический смысл игры дошкольника. Особенности речевого развития.

3 вида игры: 3-4 сюжетные игры(воспроизводит действие сюжета). Не чувствительны к правилам. 4-6 лет ролевые игры(сюжет на заднем плане, важна роль) 5,5-7 игра по правилам

Ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опирая на реальные действия. Противоречия игровой д-ти состоит в том, что в ней возникает движение в смыслом поле, но способ движения остается как в внешмен действии: в игре все внутренние процессы развернуты во внешним действии.

Роль игры в развитии психики ребенка: основной способ общения. Развитие познавательных процессов.

 

35. Дошкольный возраст: развитие личности и самосознания. Половая идентификация.

 

Развитие мотивационной сферы: самый сильный мотив – мотив поощрения, награды. Мотив наказания.  Собственные обещания. Прямое запрещение.

 

Идет развитие самооценки(зависит от эмоц.оценки взрослого). Развитие самосознания и осознания своих переживаний. Осознание своей половой идентификации. Развитие первых представлений об этических нормах.

Дошкольникам свойственно сказочное мышление.

 

5-6 лет осмысление смерти.

 

36. Кризис 6-7 лет. Психологическая готовность ребенка к школе.

Основные признаки: потеря непосредственности. Было желание-действие. Теперь желание-значение-действие. Манернечение. Позиционирование себя и симптом горькой конфеты(плачут при получении награды за ложь).

Основные новообразования: комплекс готовности к школьному обучению: коммуникативная готовность(как общаться и как можно общаться), когнитивная готовность(достаточное развитие всех когнитивных структур), эмоциональная готовность(должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, справляется с собственной агрессией), технологическая оснащенность(минимум знаний, умений и навыков для обучения в школе), личностная готовность(ребенок открывает себя: притязание личности ребенка, формирование Я-концепции) формируется доминирующий эмоц. Фон. Явление перспективы развития личности(связано с образом взрослости у ребенка). Формирование иерархии побуждения(дейтсвите становится поступком).

 

37. Младший школьный возраст: базовая потребность, ведущая деятельность, социальная ситуация развития. Роль ученика и ее значение для ребенка.

 

Базовая потребность в уважении. Претензия на признание суверенитета со стороны взрослых. Усложняются отношения со сверстниками(с одной стороны стремится утвердиться среди одноклассников, с другой – быть как все). Эксперименты мухиной(это треугольник, когда круг, а наивный ребенок тоже со всеми говорил треугольник). Все психическое развитие связано с соц.ролью – ученика.

Ведущая д-ть: учеба. Впервые появляются постоянные обязанности. Он начинает учиться самоорганизации своей д-ти.

Основные новообразования: личностная рефлексия(развитие самосознания и самооценки). Самооценка связана с осознанием совей соц. роли. С оценкой ребенка значимым взрослым. Личностная рефлексия связана с осознанием своих отношений с окр.людьми. В самосознании выделяется Я-идеальное. Интеллектуальная рефлексия связана с развитием лог.мышления. Р.начинает думать об основания: почему он думает так, а не иначе. Развитие метапамяти( могут рефлексировать по поводу того, чтобы запомнить). Произвольность псих.проц. Наличие внутреннего плана действия. Умственное развитие связано с любознательностью. Развитие речевого мышления.

 

38. Младший школьный возраст: особенности общения со взрослыми, со сверстниками. Роль игры в младшем школьном возрасте.  Эмоциональное развитие.

.Отношения со сверстниками: формирование дружеских отношений. По-прежнему актуальная игра. Только она принимает соц.окраску.

Особенности эмоц.развития: свойственны страхи, но они становятся осознанными. Эмоциональное развитие тесно связано с учебной д-ю.

Половая идентификация: образцы берет из знаково-символической культуры.

 

39. Кризис 13-ти лет: симптоматика, особенности поведения.

Задачи: расширение психологического пространства, отделение от родителей, протест/бунт к внешнему миру и к себе.

Симптомы:

  1. Когнитивные. Снижение продуктивности в уч.д-ти, регресс творческой д-ти, хорошо выполняются задания «по аналогии», т.к. это переход на высшую ступень интеллекта и серьезнее трансформации на уровне я-концепции, тяготятся всего конкретного, начинают интересоваться философскими вопросами, развитие нравственности, развитие внутренний абстракции – увлечение музыкой. Изменение в мышлении и интеллекте ведет изменения в стиле речи.
  2. Неготивизм. Враждебность к окр и к себе приводит к стремлению к одиночеству и самоизоляции. У М проявляется ярче.

3 варианта протекания кризиса. Острый, потенциальные негативисты, нет негативных проявлений.

 

40. Подростковый возраст: психологическая характеристика отрочества, границы возраста. Развитие познавательной сферы, особенности воображения

12-18(ключевое слово амбивалентность)

Психофизиологическое развитие. Только к концу подросткового возраста устанавливаются гармоничные отношения между действием коры и подкорки. Физиологические созревание.

Особенности возраста: смена интересов, связанная с презрительным отношения к детским забавам, появляется эротический интерес. Закладывается ядро интересов.

Основные новообразования: 1. Формирование мы-концепции. 2. Формирование референтных групп 3 становление нового уровня самосознания 4. Чувство взрослости

 

Воображение: завязано на фантазирование. Создание любовного идеала.

Базовая потребность: быть понятым.

41. Подростковый возраст: основной вид деятельности; общение со взрослыми  и сверстниками; психосоциальное развитие; стереотип «Свои - Чужие»; подростковая агрессия.

Ведущая д-ть: интимно-личностное общение со сверстниками. Упрощенная калька взрослых отношений.

Появляются романтические отношения со сверстниками

Формирование мы-концепции (утверждение на соц. уровне, идентичность со своей группой. Стереотип свои-чужие) Формирование референтных групп. Изначально однополые затем смешанные. Ценности и мнения группы склонен признавать своими. Эти ценности задают оппозицию взрослым.

 

 

42. Подростковый возраст: особенности личности подростка. Виды взрослости. Становление самосознания. Психосексуальное развитие подростка.

Становления нового уровня самосознания. Стремление понять себя, свои возможности, осознать свою индивидуальность, неустойчивая самооценка. Формирование я-концепции.

Чувство взрослости: Объективной взрослости нет, это чувство проявляется в стремлении к взрослости(эмансипация от родителей, новое отношение к учению, самообразование, безразличное отношение к оценкам, романтические отношения со сверстниками)

Особенности эмоционального развития: жалость к себе, ощущение себя несчастным, соц.фобии, застенчивость.

 

43. Юношеский возраст: психологическая характеристика. Психологические трактовки юности. Границы возраста. Становление идентичности подростка и юноши.

 

Кризис юношеского возраста. 16-18 лет.

Ценностно смысловая саморегуляция. Проходя этот кризис идет научение объяснения и регуляция своего поведения. Явление философской интоксикации. Чем меньше коммуникативная активность, тем больше философский рассуждений. Появление ценностного релятивизма. Развал референтной группы для становления истинных дружеских связей.

Новообразование: психологическая готовность к личностному и проф.самоопределению, стабилизация личности.

 

До 22 лет.

Становление нравственного самосознания, формирование мировоззрения, феномен ответственности, завершение полового созревание, развитие саморегуляции.

Ведущая деятельность: учебно-профессиональная.

Ключевые переживания: дружба, перерастающая в любовь. Основная ф-я – придания устойчивости Эго. Дружба носит нравственную природу. Свойственная устремленность в будущее, которое благотворно влияет на развитие личности только тогда, когда есть удовлетворенность настоящим, принятие решение о собственной карьере. Основной страх: одиночество, близкх отношений, неумение выстроить дружеские отношения

 

44. Молодость (ранняя взрослость): когнитивные, личностные, психосоциальные особенности возраста. Специфика кризисов. Основные задачи возраста и их реализация.

До 40 лет.

Феномен возрастных часов – внутренний график человека, который используется в качестве критерия развития, в нем распределены основные соц.события. Психологический возраст, биологический возраст, социальный возраст.

Сформированы практически все психические сферы необходимые соц.адаптации: когнитивная, волевая, эмоц, соц ориентации… Гармоничные отношения трех сфер общественной и личной жизни: семья, работа, досуг.

Задачи возраста: 1 обретение соц.навыков, которые необходимы Ч для поддержания соц.гомеостаза 2. Установление близких межличностных отношений во всех сферах(у М карьера, у Ж – аспекты привлекательности общения) 3. Самоопределение: внутренняя: самопознание и формирование я-концепции внешняя: самореализация. 4Необходимость увязать мечту и реальность. Пик эффективного ф-я познавательных процессов. Постоянные переходы от образного мышления к логиескому и обратно. Когнитивная взрослость: интеграция идеального и реального. Обязательсность и ответственность. Развиваются высшие чувства, человек готов к их осознанию.

Новый комплекс эмоц.преживаний: родительская любовь. Радость от общения с ребенком. Возникает семейный цикл.

В конце – кризис среднего возраста.

 

45. Средняя взрослость: когнитивные, аффективные, мотивационные, поведенческие особенности; границы возраста. Характеристики взрослой личности. Кризис взрослости.

Кризис среднего возраста: переориентация жизненных ценностей, столкновение с настоящим, соотношение идеалов целей и мечт с результатами. Смена мотивационных установок.

 Взрослость соотносят с 30-50 лет. В физиологическом плане: оптимальное ф-ие всех систем организма, в соц и юр – с возможностью соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусыне позиции, демонстрировать уровень своих соц.достижений. Психологически взрослость соотносится с соотноесением себя с др людьми того же возраста.

Эриксон считал взрослость центральной стадией жизненного пути человека, характиризующиеся переживанием нужности другим.

Основное новообразование – производительность и продолжение рода – реализуется в заботе о воспитании нового поколения, продуктивнойтрудовой деятельности индивидуальном творчестве.

Если ситуация развития во взрослости неблагоприятна имеет место быть регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости: появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению – кризису зрелости.

Характеристика: ответственность, стремление к власти, поддержка других, самостоятельность, целеустремленность, философствование, индивидуальный жизненный стиль, стрмеление оказывать влияние на мир, стремление передать опыт, реализм, стабилизация системы соц.ролей.

 

Хостинг от uCoz