1. Карл Ясперс о Философии.
Он признает спорность вопроса о том, что такое философия и в чём заключена её ценность. То на неё смотрят как на занятие простое и понятное, под силу каждому, то представляют её такой трудной, что само занятие ею кажется безнадёжным и т.д.
Особенности философии по сравнению с наукой:
- Философия совершенно не имеет значимых результатов – того, что можно познать и чем, благодаря этому, можно обладать. В сравнении с другими науками она не достигла НИЧЕГО, несмотря на тысячелетние усилия.
- В философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. То, что с необходимостью признаётся каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знаний.
- Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной. Это убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. В то время как научное познание направлено на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого. В философии же речь идёт о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому – об истине.
- Философскому мышлению не свойственно прогрессивное развитие.
Разделы философского знания – философия как система:
-теория познания
- метафизика (онтология, космология, философская антропология, теология, философия существования)
- логика (логистика, математика)
-этика
- философия права
- эстетика и философия искусства
- натурфилософия
- философия истории и культуры
- социальная и экономическая философия
- религиозная философия,
- психология
2. Б. Рассел о философии
Философия, с его точки зрения, нечто промежуточное между теологией и наукой.
- Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым;
- Подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения.
Всё точное знание в философии принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии.
Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; Эта Ничья Земля и есть Философия.
7 проблем Рассела:
1) Разделён ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и материя? Подчинён ли дух материи или он обладает независимыми способностями?
2) Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли она по направлению к некоторой цели?
3) Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку?
4) Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть он является и тем и другим одновременно?
5) Существуют ли возвышенный и неизменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чём он состоит, и как мы его можем достичь?
6) Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели?
7) Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, просто максимально рафинированная глупость?
Он относит эти вопросы к философии, так как наука не найдёт на них ответ в лаборатории, а теология даст на них ответы настолько определённые, что самая определённость их ответов заставит относится к ним с подозрением.
Зачем тратить время на неразрешимые (философские) вопросы:
А) с точки зрения историка: обстоятельства жизни людей во многом влияют на их философию, и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства. Поэтому, чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять её философию, а чтобы понять её философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами.
Б) с точки зрения личности: философия помогает нам балансировать между наукой и теологией, между попыткой знать всё и в то же время быть невежественными в своих знаниях.
3. Понятие предельных оснований человеческой жизни и деятельности
Одной из основных исторических задач философии является построение и анализ исходных аксиологических и гносеологических оснований человеческой деятельности и поведения.
Речь идёт об исходных, или о конечных, основаниях человеческой деятельности, об исходных ценностных установках, об исходных основаниях познания.
Пример:
Человек собирается съездить на Чёрное море. Его спрашивают – зачем?
- Хочу отдохнуть?
- Зачем?
- чтобы поправить здоровье.
И т. д.
Рано или поздно, вопросы придётся прервать, так как окажется, например, что для данного собеседника здоровье важно не как средство для чего-то другого, а само по себе. Это и будет означать, что мы имеем дело с конечным основанием целеполагания или с ценностью как таковой.
Аналогичным образом можно рассуждать и при анализе познавательной деятельности.
Пример:
Стол, за которым я пишу, существует реально. На каком основании? Основанием этой уверенности является чувственное восприятие стола. НО опять же на каком основании можно доверять чувствам?
Эйнштейн:
«Стол, как таковой, мне не дан; мне дан лишь некий комплекс отдельных ощущений, которому я приписываю имя и понятие – стол. Это умозрительный метод основанный на интуиции. На самом же деле, утверждение о «реальном», существующем вне зависимости от моих ощущений, является результатом умозрительных построений».
То есть в качестве исходных оснований А. Эйнштейн предлагает рассматривать логику умственных построений и сопоставления этих построений с ощущениями.
Проблема смысла жизни также является одной из составляющих ПОЧЖ и Д. Предельные гносеологические основания составляют самую суть проблемы человеческой жизни. (Для того чтобы выбирать, нужно знать не только то, чего ты хочешь, но и многое о жизни, конкретные знания не входят в ПОЧЖ, они не связаны с человеческой сутью. А полученные знания и связанно со смыслом жизни при помощи гносеологических допущений)
4. Философия и наука. Схема кооперации позиций при взаимодействии философии и науки.
Задача философии – построение и анализ исходных оснований человеческой деятельности или поведения. Но о чём в действительности идёт речь? О построении и конструировании этих оснований или о выявлении реальных средств и механизмов обоснования деятельности на различных этапах её исторического развития? Здесь находится граница между специально-научной и философской сферами интересов.
Так сталкиваясь с ситуациями, допускающими различные способы действия, человек далеко не всегда осуществляет выбор. Он может действовать в силу традиций или как действуют окружающие его люди. Но это уже входит в сферу не философских, а специально-научных интересов.
Философия интересуется не тем что есть, а тем, что должно быть. Философ рассуждает в модальности не существования, а долженствования. Именно это превращает философию в механизм обеспечения свободы. Научное же изучение отмечает то, что имеется фактически на данный момент.
Это показывает существование двух в равной степени правомерных и необходимых позиций:
- научные исследования познания как естественно-исторический проесс;
- рациональное обоснование познавательной деятельности с целью дать в руки учёного конкретные критерии выбора.
5. Состав философских знаний и характер философских проблем
Основной вопрос философии – вопрос о соотношении материального и идеального: что из них является субстанцией, а также вопрос о том насколько познаётся мир.
Субстанция – беспредпосылочное начало; причина себя; то, что для своего существования не нуждается ни в чём другом кроме себя самого.
Субстанция
Исходя из того что считать субстанцией, сформировались направления в философии.
Не крайний Крайний Солипсизм Субъективный (субстанция – психика или сознание) Объективный (субстанция - дух) Дуализм – не разделяет на первичное и вторичное Материализм - определяет материальное как первичное
относительно идеального Идеализм - определяет идеальное как первичное
относительно материального
Гносеологические проблемы(4 точки произвольного выбора):
Если исходить из того, что основная задача философии – выявление, анализ
и конструирование ПОЧЖ и Д. Тогда к основные проблемы философии делятся на:
гносеологические и аксиологические.
1. существует ли объективный мир?
2. предзадан он нам или нет?
3. фундаментальность познания.
4. что такое истина?
6. Философия как служба обеспечения свободы
Одной из основных исторически сложившихся задач философии является построение и анализ исходных аксиологических и гносеологических оснований человеческой деятельности или поведения. Решение этой задачи как раз и означает разработку средств свободного выбора, т. е. средств, обеспечивающих субъективные предпосылки человеческой свободы. Рассматриваемая в этом плане философия есть служба обеспечения этой свободы, есть дерзкая попытка представить все действия человека как осознанную целенаправленную акцию, осуществляемую в соответствии с заранее принятыми основаниями.
7. Точки произвольного выбора в мировоззрении человека.
Проблема обоснования деятельности или поведения наталкивается в своих исходных пунктах на непреодолимые трудности, как, впрочем, и любое другое обоснование. Во-первых, исходных предпосылок может быть много и они могут противоречить друг другу, во-вторых, сами они уже по определению не могут быть обоснованы, и мы неизбежно оказываемся перед лицом роковых альтернатив, не имея в руках никаких средств для их преодоления. Вот пример такой альтернативы. Следует ли искать смысл и ценность жизни в самой жизни или за ее пределами? Иными словами» должны ли мы стремиться к наслаждению непосредственными проявлениями жизни или надо рассматривать ее как служение чему-то высшему? В конечном итоге рациональный выбор оказывается невозможным. Мы должны призвать, что в логическом развитии нашего мировоззрения существуют такие точки, в которых каждый сознательный человек, подобно рассмотренному выше автомобилисту, вынужден «бросить жребий». Точки такого рода мы будем называть точками произвольного выбора. Речь идет, разумеется, о чисто теоретических ситуациях, ибо в реальности человек, как уже говорилось, всегда живет в определенной социальной среде, т. е. в поле действия существующих в этой среде традиций. Но теоретически мы сталкиваемся в этих точках с границами человеческой свободы.
Фиксация таких точек в нашем мировоззрении – это одно из эпохальных открытий философской мысли. Оказалось, в частности, что можно занимать позицию крайнего солипсизма, рассматривая все как нечто существующее только в моем сознании, и эта точка зрения столь же логически обоснована, как и позиция последовательного материализма. «И никакими доказательствами, силлогизмами, определениями, – вынужден признать В. И. Ленин, – нельзя опровергнуть солипсиста, если он последовательно проводит свой взгляд» [6, с. 282]. Материализм или солипсизм – вот пример точки произвольного выбора. Легко показать, что итоги развития науки инварианты относительно этого выбора. Действительно, все, что мы исследуем и познаем, все это проходит через наше сознание. Познанное – это значит как-то представленное в сознании. Даже утверждение материализма, согласно которому наряду со знаниями и представлениями есть еще нечто от них независящее, это тоже некоторая картина в нашем сознании. Но, может быть, такой выбор вообще не имеет значения, ибо какой смысл выбирать, если точки зрения абсолютно эквивалентны? Нет, не эквивалентны. Ценностные, этические представления не инвариантны относительно данного выбора. Бессмысленно, например, говорить об альтруизме в рамках солипсистского мировоззрения. Но альтруизм иди эгоцентризм – это тоже, вероятно, точка произвольного выбора.
8. Свобода воли и детерминизм (по статье: Сознание и проблема человека)
Почему мы вправе говорить о свободе человека? Потому что человек обладает сознанием. Сознание порождает выбор, а выбор в свою очередь является предпосылкой свободы.
Свобода – способность действовать в соответствии с заранее принятыми основаниями, т.е. способность выбирать. Конечно, при этом должны существовать объективные возможности выбора.
Например, турист сплавляется по реке. Ему посоветовали держаться ближе к правому берегу, так как там меньше завалов и мелководья. Именно благодаря этому указанию у туриста появляется возможность выбора и он ведёт себя как свободный человек. Предположим, что он сплавляется вниз по реке и хочет избежать завалов. Это его желание. Свобода – это возможность реализоваьт желания.
Относительно вопроса о свободе наши желания берутся как нечто исходно данное, как некоторая система отсчёта, относительно которой определяются и классифицируются все остальные обстоятельства.
Здесь наше сознание приобретает двойную трактовку:
1) Научное понимание механизмов самоуправления и самооценки.
2) Сознание как непосредственная данность мне самому мира моих представлений, ценностных установок, сомнений… и не только данность, но и способность как-то относиться к этому миру, способность сделать его предметом рассмотрения.
Свобода воли находится в дополнительных отношениях к детерминированности и закономерности…
9. феномен интеллигентности
Интеллигентность – это прежде всего отношение к Культуре. Она определяется в первую очередь не уровнем образования, не родом работы и характером профессиональной подготовки, а ценностными ориентациями личности.
Культура – это всё то, что нас окружает, весь мир социальных образцов поведения и деятельности, в рамках которого мы живём и который на каждом шагу эту жизнь определяет.
Рефлексивная симметрия – отношение двух рефлексивных картин одной действительности, полученных в результате фиксации внимания к двум разным сторонам этой одной действительности.