Культурология как гуманитарная научная дисциплина

Культурология – наука о культуре. Сформировалась во второй половине 20 века. Гум.дисциплина. Культурология – наука о развитии и наиболее общих закономерностях культуры. Изучает историю и теорию культуры. Культура является делом человека. Граничит с философией, социологией, политологией, психологией, этиографией(описание быта народов), эстетикой, литературоведением, историей и др. гум.дисциплинами. В отличии от всех гум.дисц изучает всю культуру в целом как систему, а система больше суммы своих частей. Культурология от лат.глагола “colere”, что значит населять, обрабатывать, поклонятся, посчитать, покровительствовать. От нее образовали слова: культус – поколение, колонус – населять, и культура – причастие глагола «возделовать». Культура – то, что возникало искусственно. Впервые встречается во 2 веке до н.э. в «трактате о земледелии». В первом веке до н.э. его употребляет римский оратор Цицерон. Культура анимы – культура души. Как самостоятельный термин, слово культура появилось в трудах немецкого историка 17 века Пуффендорфа. Окончательно было введено в научный оборот немецким философом 18 века Гердером. В русский язык попала в 30 годах 19 века. И как термин было использовано Веланцким(медик, философ).

Культура в широком смысле: все произведенное человеком(не равно цивилизация) культура не изменяет мир, а изменяет человека.

Культура в узком смысле: творческая, информационная, коммуникативная, интегративная, социализация.

Культурно-исторический тип проходит через 3 стадии: этнографическая, государственная, цивилизационная. Культурно-исторический тип в результате погибает. Основы культурно-исторического типа: кульутрная деятельность, религиозная, политическая, хозяйственная.

 

Культура Древнего Египта

Географическое положение: в далине реки Нил. Жизнь зависила от разлива реки. Египет делился на нижний и верхний.

Первые поселения: 5000 до н.э. долина Нила была заболочена, нужно строить оросительные каналы. К концу 4000 до н.э. начинается процесс образования государства. Образования в «номы»(40 шт). Между ними начинается борьба -> образуется верхний и ниний Египет. В борьбе побеждает верхний Египет. В 3000 до н.э. царь Нормер объединяет в единое государство. Манифон: сделал периодизацию династий. Выделил 30 династий, а историю Египта разделил на 3 периода: 1. Раннее царство (2000-800 гг.) (1-2 манифоновские династии) 2. Период древнего царства (3-6 м.д) Походы, строительсвто пирамид и укрепление центральной власти 3. Период распада (7-10 м.д.) Египет распался. 4.Среднее гос-во (11-12 м.д.) восстанавливается единство страны 5. Второй период распада (13-17 м.д) Египет стал жертвой захватчиков 6. Период нового царства (18-20) власть захватывает Фиванский ном. Египет достигает вершины. 7. Поздний Египет (25-26 м.д.) Египет завоевали персы. 8 Период персидского владычества(27-30 м.д.). 9. Эллинестический период 10. Римско-Византийский период (до 7 века н.э.). Египет в составе римской империи. 11 Арабский период (641 г до наших дней).

Общественное устройство на примере среднего царства. Рабы(баку)-хемуу(крепостные, их большинство). На верху: фараон и вельможи, хранитель печати(судебные дела), номархи(правители номов).

История письменности. Иероглифы развились из рисуночного письма, представляют собой систему специальных знаков. Были расшифрованы при помощи розетского камня. Религия древнего Египта. Почитание множества божеств. Зооморфизм, зоолатрия. «Гор» - сокол – власть. «Бастет» - кошка – богиня любви. Попытка перейти к единобожью была предпинята Аменхотепом 4(сущетсвует один бог Солнечного диска Атон). Переименовал себя в «Угодный Атону» - Ахнатон. Переносит столицу в Ахетатон. Супруга – Нифиртити. Тутанхамон позже возвращает многобожье. Древнейшая гробница – мастаба.  Человек имеет тело и две души (Ба и Ка) Ка обитает в том месте, где похоронили тело. Ка может воскресить тело, поэтому тело сохраняли от тления при помощи мумий. В эпоху среднего царства перестали строить пирамиды – стали делать скальные гробницы. В среднем царстве то, как его похоронили влияло на загробную жизнь. В новом царстве стали задумываться о том, как человек жил.

 

Культура Древней Месопотамии

Мезос – средней. Потомос – река = Междуречье. Находится между рекой Тигр и Ефрат. Зона полупустынь – требуется искусственное орошение. Основная с\х культура – ячмень.

Народы. Первые – шумеры(нет современний, нет родственного языка). Пришли с «о-вов Блаженных». Основали первые города: Урук, Ур, Киш, Лагаш. Города были построены из глины, т.к. деревьев было мало. Глиняные кирпичи сушили на солнце, дома быстро ветшали. В городах были правители – Лугаль. Но иногда возглавлялись жрецом. Сущ. Народное собрание: собрание мужей и собрание старцев. С ними лугаль решал важные вопросы.

Создание письменности. Материал для письма – глина. Письменность развивалась из рисуночного письма. Знак – звук = слоговое письмо. С шумерами соседствовал народ аккадцы. Гланвый город – Аккад. В 24 в до н.э. эти народы объединились и создали Шумеро – Аккадский словарь. В конце тысячелетие из-за набега кочевников государство ослабло и распалось. Новый господствующий город Вавилон. Царь Хамурапи. Объеденил вавилонян в старо-вавилонское государство. Император создал создал стела с законами. Вавилон пал жертвой кочевников.

Асирийцы. Главный город (Ашшур?) был на реке тигр. Царь Ассирии (Иглат паласар 3?) провел военные реформы. Выделил конницы и саперов(налаживали дороги и мосты). Стал использовать железо, вместо меди для оружия. Захватили огромные территории(столица Ниневия). Своего рассвета держава достигла при Ашурбанапале, который известен своей культурной деятельностью(создал библиотеку). Вавилоняне восстали и разрушили Ниневии. Наступает эпоха нового вавилонского царствования.

Персы подняли восстание во главе с царем Киром и завоевали Вавилон. Приемники Кира Дарий и (Калибис?) продолжали завоевания в малой азии,египте и индии. Дарий провел ряд реформ: разделил гос-во на области. Ввел единию валюту – Дарики, ввел едный гос.язык – арамейский. Создал систему дорог с почтовыми стациями. Потом эти территории завоевал Александр Македонский.

Общественное устройство месопотамии: 1. Старо вавилонское гос-во эпохи Хамурапи: рабы(вардум)-царские люди(мушкену)-свободные общинники(авилум). Общество обеспечивает центральную экономику.

Культура и религия. Строили зикураты – ступенчатые храмы. Эпос о Гельгамеше.

 

Культура Древней Греции крито-микенского периода и периода «темных веков»

 

Земледелие без искусственного орошения. Не было единого государства. Жизнь была тесно связана с морем. Продовольтсвенная триада: пшеница, виноград, оливки. Пшеницы было мало.

 

На о-ве Крит. О ней сохранились лишь мифы. 3 век до нашей эры сложилось гос-во с центром Кноос. Экономика основывалась на распределении. Крестьяне получали паек. Влияние распространилось за пределы острова. Крит завоевали племена Ахейцев. Они заново отстроили Акносский дворец(был разрушен землетрясением), построили города-государства: Микены, Корини, Пилас, Тирини и т.д. Экономическое устройство было похоже на критское. 1200 год поход против Трои. В 13-12 вв нашествие Дорийцев на Ахейцев. Т.к. дарийцы были дикими племенами в греции была забыта письменность и пропали города- государства.

 

Архитектура крито-меккенского периода напоминает архитектуру двревнего востока. Оригинальная архитектура складывается в классический период.

 

Период темных веков.

Аэды и Ражоды – музыкальные странники. Самый известный был Гомер (Илиада и Одиссея). Прославляются военные мужества и сила, сильная лирическая сила. Сложились мифы троянского цикла: «О пире богов», «Сборы ахейского войска» (как с помощью хитростей взяли ахилеса), «Путь греков к трое», «Осада трои 10 лет», «Взятие трои с помощью хитрости одиссея. Тронский конь», «Возвращение греков на родину»

Архаический приод

8-7 века до нашей эры. Формирование государственности. Этому способствовал процесс великой колонизации. Основании поселений за пределами греции из-за перенаселения(не хватала пахатной земли). Торговля с колониями метрополии(хлеб на виноград). Стало усиливаться имущественное расслоение. Из-за потрясения между бедными и богатыми были сформированы полисы(тип гос.устройства) Пример: Афины и Спарта.

Афины:  рабы-метеки(иностранцы)-демос(народ)-эфпатриды(знать). Демосы и эфпатриды входили в городскую общину. Демократия. Эклесия – народное собрание. Ареопаг – заседание, проходящие на горе Арес, собрание старейнин. Бедняки брали в долг под залог земли. Залог – тело. Появилось много должников. Архонт Солон провел реформы: 1. Объявил прощение долгов 2. Запрет долгового рабства 3. Увеличил права народного собрания, уменьшил права ареопага 4. Учредил совет 400 5. Разделил всех на 5 имущественных разрядов. От разряда зависел доступ к гос.должностям. Самые важные должности доступны середнякам.

 

Спарта:

Реформы Лекурга в связи с имущественным расслоением: 1. Уравнительный раздел земли. Участки выдавались в пожизненное пользование 2. Ввел новые деньги из хрупкого железа(весомые, тяжело юзать) – привело к прекращению торговли. 3. Ввел меры против роскоши(ограничивали одежду и быт) 4. Разделил всех спартанцев на Сисити(группы из 20 человек, которые должны были вместе обедать); участником Сисити можно было стать при абсолютном согласии всех членов группы. Сисити только для мужчин. 5. Реформа политического устройства: народное собрание – апелла. Все спартанцы. Реальная власть – герусия(2 царя и 28 геронтов). Заседание апеллы проводилось на неудобном месте, чтобы быстрее закончить. 6. Создание особой системы воспитания(новорожденного приносили к геронтам. Слабых бросали в пропасть, сильных после 7 лет забирали в апеллы, которые возглавляли Ирены. Детей держали в холоде и голоде. Если ребенок попался на воровстве, его жжоско наказыали. Подросшие мальчики участвовали в криптии (тайные военные экспедиции против эллотов).

 

И в спарте и в афинах – человек часть государства и его механизма.

 

Возникновение породи на эпос «Война мышей и лягушек» - породия на Илиаду. Лирика на основе свадебных и застольных песен. Главные темы: любовь, тоска по родине, одиночество. Поэты Архелох, Алхей, Феогнид, Санфо. Появляется жанр басня. Эзоп –раб, но жители добились его освобождения.

3 жанра лирики: Эллегия(из 2х стиший), ябм(стихи, посвященные общественным вопросам+отноешние ч и общества), мелось(мелика) делился на хоровой и сольный.

Спартанский пот Тиртей восхвалял мужество и защиту. После реформ Ликурга исчезли искусство и защита. Архилог в 7 веке восхваляет совсем не воинские доблести, он к ним ироничен. Описал, как сбежал с поля боя, но хвалился, что он жив.

 

 

Культура Древней Греции классического и эллинистического периодов

Классическая:

Эпоха греко-персидских воин. 6-5 вв до н.э. Начало в 500 веке, с восстания в городе Милета(?), которая входила в состав персидской державы. Восставшие обратились за помощь к балканским грекам. Те откликнулись. Но восстание было подавлено. Персидский царь Дарий направил войска на Афинский полуостров. Но корабли по морю разбросала буря. Его войска вернули ни с чем. В 490 до н.э. Датис и Артафен высадили войска неподалеку от Афин. Но их разгромили. Приемник Дария Ксеркс. Греки готовились к нападению. Фаристокл(полит.деятель): нужно построить порт в афинах! На флоте служили неимущие. Греческие полисы заключили оборонительный союз против персов во главе со спартой. В итоге, Персидские войска вторглись в среднюю грецию.

Решающая битва была в эгейском море, победили греки. Подписали договор. Закончилось все в 449 году. Греция вступила в эпоху культурного расцвета. В основном афины и спарта. Формируется пилопанеский союз(спарта и ближайшие города полуострова пилопенсс) и афинский морской союз = афинская морская держава. Позже эти два союза вступили в войну. Окончилось победой спарты. Т.к. большие потери понесли оба союза – возвысилась Македония.

 

Развивается драматургия. Древнегреческий театр развился в период дионисий (праздик в честь Дионисия в афинах). Дионисий – бог виноделия. Основные жанры: трагедия(песнь козлов), комедия(песнь толпы). К середине 5 века до н.э. сложился театральный канон. В соответствии с которым участвовали 1 или 2 актера и хор. На протяжении пьесы актер вел диалог с хором. На актере была маска, на ногах катурны(деревянные скамеечки). Все роли исполнялись мужчинами. Подготовка постановки за счет полиса. Билеты раздавались бесплатно. Право на пьесу в праздник Диониса добивались конкурсом. Всего 6 пьес. 3 комедии и 3 трагедии. Прославленные трагеки: Софокл, Эсхил, Эврипид.

Комедиограф: Аристофан.

Сюжеты трагедии: противопоставление человека и судьбы. Образцовая трагедия Софокла, Царь Эдип. В мире есть неумолимый закон судьбы, которому подчинены даже боги.

 

Акрополь – архитектурный центр. Триумфальная арка, Пропилеи. Главный храм акрополя: Парфелон. Архитекторы: Иктин и Коллекрат.

Парфелон ориентирован на тех, кто вне храма. Важен экстерьер, который гармонирует с окр. Средой. Дарийский и Ионический типы колонн. Дарийский более массивный, почти без укрошений. Ионический – стройные, заканчиваются украшениями.

 

 

 

Эллинистический период. Связан с завоеваниями македонии (небольшое гос-во к северу от греции). Македонцы отставали по общественно-экономическим показателям. Города были похожи на деревни. Основа: скотоводчество и земледелие. Власть царя была слабой. Филипп второй провел ряд реформ: 1. Военная реформа. Введение нового сопособа построения войска – македонская фаланга. Вооружение – сарисы(длинные копья) 2. Политическая реформа. Пелла стала столицей. Контроль аристократии.

Начал завоевание греции. Позже вступил на престол Александр (336 год). Греция подняла восстание во главе с Демосфеном.  Восстановилась анти-македонская коалиция. Александр подавил восстание. Демосфен – суицид. Александр пошел против Персии(335 год). Завоевал Персию Сирию, Палестину, вступил в Египет, нанес порожение Дарию. Далее вторгся в Индию. Армия была утомлена – двинулась обратно через Индийский океан. Алекснадр умер в 33 года в Вавилоне. После его смерти держава распалась. Возникли мелкие гос-ва, правители стали мелкие полководцы. Возникла культура эллинизма, соединившая черты западной(античной) и восточной культуры. Александр: поощрял смешанные браки, усвоение политических и бытовых обычаев персидской державы, основание городов со смешыннм населением(называл Александрией).

Культура Древней Греции.

Литература – самая древняя сохранившая письменная литратура. Алфавитная система письма, основывающая соответствие графического знака фонеме. Алфавит возник у финикийцев – 23 буквы, обозначавших согласные звуки, греки ввели гласные. Получилось 26 букв. Это дало толчок литературе и науке. Греки юзали папирус, покупали в др.Египте, шкуры коз и овец. Древнейший жанр – эпос. Произведение Эллиада, Одиссея(Гомер), а так же Гесиода «Труды и дни», «Теогония»(происхождение богов).  

 

Культура Древнего Рима

Царский период, Период республики(ранняя, поздняя), Период империи(ранний, поздний).

Царский период(8-6 в до н.э.):

Основание города Рима. Основатель Ромул. Народное собрание и совет старейшин – сенат. Народное собрание избирало царя (рекса), который правил пожизненно. Правило 7 царей – поочередно.

 

Период республики(510 г до н.э.). Народное собрание каждый год избирать людей на гос.должности. Главные должности – консул (2 шт). Как царь, но на год и их два. Преторы(судьи), цензоры(менты), хранители казны, эдилы (градоправители). По окончанию полномочий становились сенаторами. Население делилось на плебеев(потомки переселенцев) и патрициев(потомки коренных). Блебеи не имели прав в раннем периоде, но получили в позднем. Была спец.должность народная требуна (следить, чтобы законы не ущемляли права плебеев). Имели право вето. Политика: сначала оборонительная потом завоевательная). Пуничесие войны(3 шт)

Поздняя: соц.-полит. Кризис вызванный разорением крестьянства из-за притока дешевых товаров. Разорение Италии во время 2й пунической войны.

Извержение Везувия законсервировал культуру и быт того времени.

 

Раннехристианское искусство: живопись римских катакомб

Появились мученики за христа, а с ними искусство – живопись древних катакомб. Катакомбы – сеть подземных помещений под центральными городами Рима для служебных церковных собраний. Катакомбы возникли как могильные склепы, склепы были соединены проходами, в проходах были ниши, куда клали тела. Аркасолия – подземный храм. Они были покрыты росписями с синтезами христианского влияния и античной культуры. «Фагомский портрет»(погребальный портрет) оказал влияние на христианское искусство(должен быть очень реалистичный). Настенные римские фрески. Изображение библейских мотивов. «Даниил со львами», «3 отрока в печи вавилонской», сюжеты о поклонении волхвов, изобрание Христа символами альфа и омега, «Христос с апостолами», «Христос как наставник». Символические изобажения: добрый пастырь в окружении овец, птиц(т.к. Христос называл себя пастырем, который  их ведет); вода, как символ благодати. Хризма – монограмма имени Христа.

Символ якоря – скрытое изображение креста. Якорь веры – начало, позволяющее сохранить спокойствие с жизненных бурях.

Символ рыбы – символ Христа, т.к. Ихфис – рыба(Иисус Христос Феу(божий) И – ее(сын), С – спаситель) 

Голубь(из ветхого завета) – известие о спасении.

 

 

Культура Византии

Столица – Константинополь. Православно Христианство. Иконопочетание.

 

Жизнь и деятельность Кирилла и Мефодия

Константин и Михаил родили в семье высокого военного чиновника в городе Фесалонике. 2й по величине город Византии. Константин был младшим ребенком. Отец хотел дать детям лучшее образование. Отец подарил Константину охотничего ястреба, он обрадовался поехал с друзьями на охоту. Подбросил птицу, а она улетела. Дома от грусти ничего не ел несколько дней. Решил, что будет стремится к духовному благу. Константин был прилежным учеником. Получил среднее образование. Друг отца предложил зачислить в предворный университет. Костя едет в Университет в Константинополь.  Учился у Фотия. Феотиет предложил жиниться на его крестнице и стать стратионом(?)(главой над областью). Костя отказался и решил стать монахом. Стал преподавателем философии и библиографом при соборе Софии Константинопольской. К-н стали включать в состав посольств. Он был христианским миссионером к арабам, мусульманам и хазарам(иудаизм). В 862 году пришли послы Ростислава к Михаилу 3 с просьбой послать христианский проповедников к моравам. Михаил 3 получил это Константину и Мефодию. Костик отказывался. Т.к. нету буковок и письменности. Михаил 3 сказал, что тот может изобрести свою письменность. В 863 году была создана славянская азбука. Константин зовет брата в Маравию и они учат аборигенов 6 лет. Его ученики уже могли сами производить проповедь, но им нужно было стать священниками и они поехали в константинополь, но, изменив свои планы, они поехали в Рим. Их торжественно встретил римский папа., т.к. они привезли ему останки климента. В риме 14.02.869 кирилл умер в риме. За несколько дней до смерти стал монахом кирилом. Мефодий пообещал, что поедет в маврию, где он и скончался 19.04.885 года. Ему трудно было распространят письменность, т.к. зашел вместо Ростислава Святополк, который стремился к немцам. Мефодия посадили, его вызвалили по просьбе Рима. После смерти Мефодия, святополк попытался всех их учеников сдать в рабство. Часть бежало в Болгарию. В середине 9 века Болгария приняла крещение.

 

Книга и книжность в Древней Руси

Первые памятники письменности в 10 веке. Они предназначены для бытового использования: надписи на горшке, например, для хранения горчицы. Надпись на софийском соборе о смерти Ярослава. Тьмутараканский камень: князь Глеб померил длину Керченского пролива. Новгородская псалтырь, найденная в 2000 году, 3 деревянные таблички, две покрыты воском. На нем текст. На первой икона. Тексты псалмов(стихотворные молитвы) – это была тетрадь школьника, часть текста он стирал, поверх писал. Новгородские берестяные грамоты писали на внутренней стороне специальным инструментом. Остромирово Евангелие 1057 года – по заказу новгородского посадника Остромира. Форма книг: свиток(до 4 в н.э.; сначала папирус, потом пергамент), кодекс. Формат книг: в 2, 4, 8 раз сложить лист и сшить = книга.

Перьями писали текст. Строчки проводили с помощью терансы(доски с нитками)

Пюпитр – подставка под оригинал книги, сами писали на коленях.

Система стабильных рукописных почерков: 1. Устав. Крупные квадратные буквы 2. Полуустав. Прямоугольные буквы, появляются выносные буквы, становится больше сокращений. 3. Скоропись(много сокращений, несколько в одной. 4. В 19 веке формируются современные почерки. Переплет из досок, обтянутых кожей, можно украсить накладками или печатью. Делали застежки, которые плотно стягивали книгу.

 

Древнерусская иконопись

Икона – образ, изображение. Иконописью называют традицию церковно-христианской живописи. В зависимости от материала можно выделить вид иконописи: 1. Живопись по сырой штукатурки(фреска) 2. Живопись из кусочков смальты(мозаика) 3. Икона  - живопись темперными красками по дереву.

Стиль, стилистический язык у этих 3 видов одинаков: Икона предназначается для богослужения. Иконы создается как часть богослужебного синтеза. Павел Фроленцкий: «Богослужение – синтез искусств. Икона, как живопись, песнопение как музыка, тексты как литература, ароматы и пластика священника» В светской живописи изображались портрет, натюрморт и пейзаж. Икона ближе всего к портрету, т.к. изображен лик. Могут быть изображены животные, природа, схематично помещение. Изображались лики святых, ангелов и Христа.

Приходит икона на Русь из Византии вместе с крещением. Например, мозаики и фреске в соборе Софии в Киеве, построенные при Ярославе Мудром. Они были созданы византийскими мастерами. В конце 11 века появляются древне-русские мастера. Первым был монах – Алипий. Из Киево-Печерского монастыря. К 13 веку складываются областные школы иконописания: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Псковская и т.д. Рассвет иконописи: 14-15 вв. Из-за религиозного возрождения при сергии радонежском. Сергий основал монастырь Троица Сергиев под МСК, который стал главным духовным центром др.Руси.

Рублев родился около 1360 года, скончался в 1430 году. С юности Рублев учился иконописанию. Работал в Артели. Ученики делали всю подготовительную работу. В 70-80 гг Рублев был таким учеником. Он принимает монастырский постриг и имя Андрей – спас андроников монастырь. В 1405 году с иконописцем Феофаном Греком и Прохором Сгородца расписывают благовещенский собор. Феофан грек – византийский мастер. Его манера письма эмоциональна. После благовещенского монастыря стал работать самостоятельно с учеником Даниилом Черным. В 1408 году расписывают успенский собор. 1422 их приглашают в Троицо-Сергиев монастырь, чьим настоятелем был Никон. Он хотел построить каменную церковь заместо деревянной. Для этой церкви рублев писал икону троица. Собор освятили в 1427 году. Последняя роспись Андрея в Спасо-Андрониковском монастыре, где он и скончался. Его иконы стали этолоном.

Дионисий – иконописец, вторая половина 15 века. Начиная с 15-16 веков начинают проникать западно-европейские влияния. Например, реалистичность. Это приходит и европейского направления эпохи возрождения. Симон Ушаков – иконописец 17 века.

18-19 века влияние усиливается, начинается подражание живописи, некоторые иконы превращаются в картины.

Иконы покрывались олифой-> почернение копоти. Образцы первых икон не сохранились. К 19 веку они потемнели, на некоторые иконы наносили новый рисунок. В конце 19 начала 20 веков начали очищать слой олифы.

Трубецкой изучал иконы и написал три очерка о русской иконе «Умозрение в красках»  

 

Культура западноевропейского средневековья

Древняя средневековая цивилизация образовалась как синтез трех начал: политическая и культурная наследие античного мира, варварских народов и христианство. Истоки средневековой цивилизации: христианство стало распространятся в 1-2 веке н.э. свою проповедь они называли Евангелие(благая весть). Христианство в корне изменило представление человека о мире. Дохристиантсво считалось, что историческое время повторяет время природы, это же переносилось и на человеческое время. Христианство внесло линейное представление о мире. Есть начало, есть конец, они образуют вечность, цель истории. Вечное=цель=бог.

Культура средневековья(4-15 вв) начинается с падения западной римской империи. Когда к власти приходит Константин в 313 г издает в Милане эдикт о прекращении гонений на христианин. Христианство стало дозволенной религией в римской империи. Позже он издал указ о покровительстве христианства. Перед смертью крестился. Появились еретики, которые по-своему толковали христианскую веру, с ними боролись православные. Самое влиятельное еретическое течение «арианство» было побеждено в 381 г Фодосием. За границами РИ началось переселение Готов(германский народ) и Гунов. Гуны пошли на Готов. Готы в РИ. Там их приютили, но два чиновника все закосячили. Готы пытались поднять восстание, римский император убил всех вождей, но один выжил и поднял восстание.

Вандалы и варвары разгромили западную РИ.

Правитель Византии Юстиниан навел порядок, отвоевал обратно часть земель . После его смерти начался кризис, т.к. он исчерпал всю казну.

 

Западная Европа(!)

Ведущий народ: франки(вождь Хлодвиг).

НЕ ЗАКОНЧЕН!!!

 

Европейская культура эпохи Возрождения

Существует две традиции употребления термина Возрождение. Расширенное: эпоха в развитии всех нац.культур. Например, древнерусское возрождение. В узком: период западноевропейской культуры (15-17 вв). Этот термин в узком смысле изначально употреблялся как ренессанс. Возрождение интереса к античной культуре, ее традициям, истории. Но до этого были эпохи интереса к античности

Этапы: 1. Королинское возрождение(конец 8 начало 9) 2. Оттоновское возрождение (10-11 вв)

Но в эпохе возрождения 15-17 вв появилиси новые важные события – новое мировоззрение. Основная черта: антропоцентризм(мир вокруг человека). Появление трактатов о достоинстве человека, человек как почти всемогущее создание. Недостатки человека уходят на второй план. Происходит идеализация человека. Прославляются человеческие страсти. 2 стороны мировоззрения: 1. Запечатлилось во многих мировоззрениях культур и живописи – прославление человека во всей красе его земного сущ. 2 обратная сторона возродеческого титанизма(по Лосеву) – необычайный разгул страстей. Трагическая составляющая мироощущения: человек, отдавшийся страстям, сам становится их жертвой. Тяжело переживается смертность.

Да Винчи прословлял человека в картинах, пессимистично настроен в текстах. Человек жаждет разрушения.

Трагедия Шекспира, все заканчивается трагично.

Переодизация возрождения: 1 Раннее(14- ½ 15 вв) 2. Высокое возрождение (1/2 15 – 16 вв) 3 Позднее (1/2 16 – 17 вв). Также выделяют по регионам: Итальянское, Северное и Французское.

Италия: образование сеньёрий. Стали покровительствовать художникам, скульпторам. Начинает складываться гуманизм. Центры гум.культуры в Италии: Неаполь, Венеция, Рим и Флоренция во времена правления медичей.

С конца 15 в образовались кружки гуманистов в с.европе (недерланды, германия). Данте Алигьере(1265-1321) и Петрарка: пишут на итальянском, проявляют интерес к человеческим чувствам. Данте: Сборник любовных стихов «Новая жизнь» и «Божественная комедия»

Франческо Петрарка(1304-1374) писал любовные стихи Лауре. Был знаком с Данте. Венчали лавровым венком за «Африку»

Джамотсо Монетти: трактат о достоинствах человека. Гуманист.

Гуманисты: Флоренцо Валло, Джовани Пико Делла Мирандолла.

Живопись и архитектура в-я:

Раннее в-е: итальянский художник Джотто. Главная его заслуга – пространственная композиция для создания реалистичности. Он развивал реалистичность изображений. Позже писал по сырой штукатурке. Капелла с фресками – передавал историю с чувствами. Изобразил «Поцелуй иуды», «Страшный суд». Создал во Флоренции картину «Дева Мария с Христом»

У Джотто сильны традиции средневековья византийской живописи, появляется перспектива, обратная перспектива и эмоц.интонированность.

Леонардо да Винчи. Внебрачный сын нотариуса и крестьянки. Известные картины: «Архангел Гавриил сообщает Марии, что она станет матерью». Леонардо очень внимателен к деталям, изучал природы. Писал с права на лево. 1474 написал «Женевру» Позже «Поклонение волхвов». Создает две самые известные картины «Тайное вечерье» и «Мона Лиза»

 

Северное:

Питер Брейгель. Родился в 1525 году. Копировал итальянский стиль. Учился в Риме. Подчеркивал природные детали. Рисовал гравюры. Самая известная картина «7 смертных грехов», «Триумф смерти»(1560г)

Черты творчества: демократические тенденции, изображение быта простых людей, мрачность, мотивы смерти, неибежность.

 

Научная революция в Европе XVIXVII вв   

Появление новой научной парадигмы. У средневековой: авторитетность текста, связь с аристотелевской физикой, геоцентрическая модель мира, господствовала качественная физика.

Новая парадигма: в области астрономии связана с Коперником. При составлении пасхалий заметил, что если принимать в расчет гелиоцентрическую модель, то расчеты становятся проще. Опубликовал свой труд о вращении небесных тел.

Джордано Бруно: принял теорию Коперника, но представил ее так, что церковь не приняла(учение было антихристианским). В итоге был сожжен в Риме.

В конце 16 века, флаг в руки берет Галилео Галлилей – отец европейской науки нового времени. Обозначил новую научную парадигму. На смену авторитета текста пришел авторитет эксперимента. Заметил пятна на солнце. Признал гелеоцентрическую систему Коперника. Количественная физика заменила качественную(мат закономерности). Геометриские объекты заменены на точки. Из-за личной обиды римского папы его попросили отказаться от гелеоцентрической модели. Отказался формально.

Ошибка церкви: признание геоцентрической модели.

17-18 век центры науки в Германии и Англии.

Исаак Ньютон, английский ученый, богослов. Повлиял на философию и науку. Развитие научного знания привело, что главной темой стал гносеологический поворот. Философы хотели доказать достоверности научного знания, обоснование науки подразумевает обоснование через органы чувств, что принадлежит нашему образу, а что принадлежит вещам самим по себе.

Джон Локк: вещам принадлежит форма – это данные внешнего мира. Эмпиризм. В чувственных восприятиях нет ничего истинного. Главное в рассудке – рационализм.

Рене Декарт: нужно найти достоверные идеи, которые нельзя подвергнуть сомнению. Он нашел две идеи: «я мыслю, значит я существую» и «бог существует».

 

Реформация и контрреформация в Европе XVI в.

Реформа́ция — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви в соответствии с её первоначальными канонами. Помимо религиозных Реформация также включала в себя политические, экономические и культурные аспекты. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны Христианского Мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством Папы Римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений

 

Контрреформация — период католического возрождения в XVI—XVII вв. Считается, что контрреформация началась во времена папы Пия IV в 1560 и продолжалась до 1648 года — момента окончания Тридцатилетней войны.

К середине XVI века города в Италии стали изгонять католиков. Некоторые кардиналы симпатизировали реформаторам, поэтому папам было необходимо провести контрреформацию. В 1524 году инквизиция была восстановлена в полном объёме, создан трибунал с неограниченной властью на территории любого католического государства. В середине XVI века издаётся Индекс запрещённых книг, согласно которому преследовался не только автор, но и продавец, и издатель, и читатель. Появляется новый монашеский орден-иезуитов. Итог подвёл Вселенский собор католической церкви в Триденте (1545—1563), он принял решение об отвержении протестантизма, поддержке тех, кто боролся против реформации, провёл реформу центральной католической власти, утвердив власть Папы как непререкаемую и унифицировал богослужение по епархиям.

 

 

Технические изобретения и географические открытия XVXVI вв. Их влияние на культуру

Во второй половине XV века в Западной Европе росли крупные города, развивалась торговля, всеобщим средством обмена стали деньги. Резко возрос спрос на золото. При этом считалось, что золото можно найти там же, откуда приходят пряности, — в Индии.

Васко да Гама, португальский исследователь, известен как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию.

Магеллан - совершил первое кругосветное путешествие.

Магелланов пролив — пролив, разделяющий континентальную Южную Америку и архипелаг Огненная Земля

1440-е — изобретение книгопечатания Гутенбергом.

1450 — изобретение клавесина.

1492, 12 октября — Христофором Колумбом был открыт «Новый свет». В составе трёх каравелл и экипажем в 90 человек он впервые высадился на Багамские острова.

1582 — введение Григорианского календаря во многих католических земляx.

Использование компаса и астролябии.

Итоги: Создание колониальной системы

Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой.

Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.

Пиратство. Работорговля.

Уничтожение культуры индейцев (Майя, Ацтеки, Инки), захват индейских земель.

Распространение иноземных товаров в Европе.

Научно-технический прогресс.

Христианизация индейцев.

 

Европейская культура Нового времени: барокко, классицизм

Барокко.

Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи [1]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.)

 

Классицизм.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа»

Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель)

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци

 

Немецкий романтизм: характерные черты и основные представители

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.

Для философии эпохи романтизма характерен агностицизм (Кант), позитивизм, иррационализм (Шопенгауэр), пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше, Карлейль).

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.(Э. Т. А. Гофман, Карл Вебер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман)

 

 

Французская революция и наполеоновские войны. Их влияние на культуру

 

Францу́зская револю́ция, часто называемая «Великой», представляет собой крупную трансформацию социальной и политической систем Франции, произошедшую в конце XVIII века, в результате которой был снесён Старый порядок. Началом её послужило взятие Бастилии в 1789 году, а окончанием её разные историки считают переворот 9 термидора 1794 года[1] или переворот 18 брюмера 1799 года[2]. В этот период Франция из абсолютной монархии впервые стала республикой теоретически свободных и равных граждан. События французской революции оказали значительное влияние как на саму Францию, так и на её соседей, и многими историками эта революция считается одним из важнейших событий в истории Европы.[3]

Периоды Реформации и Контрреформации стали эпохой потрясений для римской католической церкви, однако революционная эпоха, которая последовала за этим, была еще более трагичной. Это произошло по большей части благодаря тому, что, несмотря на полемическую злобу реформационной теологии, противники конфликта 16—17 веков все же по большей части имели много общего от католической традиции. С политической точки зрения допущением с обеих сторон было то, что правители, даже если они противостояли друг другу или церкви, придерживались католических традиций. Однако в XVIII веке появилась политическая система и философское мировоззрение, которые больше не рассматривали христианство как должное, они в действительности явно выступали против него, вынудив церковь переопределить свое положение более радикально, чем она это делала со времен обращения римского императора Константина в IV веке

Хостинг от uCoz