28. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Основные положения.

Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции; в этом врожденном бессознательном содержится духовный материал, имеющий глубокие корни. Этот материал объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями (например, в религии или в стремлении к власти); энергия либидо концентрируется в различных потребностях (биологический или духовных) по мере того, как они возникают. Юнг утверждал, что душа (термин аналогичен понятию личности) состоит из 3 отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго – центр сферы сознания, включающий в себя мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вытесненных из прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Эти комплексы скомпонованы вокруг самых обычных тем и могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Материал личного бессознательного у каждого уникален и, как правило, доступен для осознания. Коллективное бессознательное – самый глубокий уровень личности, представляющий собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. Здесь отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющихся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившиеся в структуре мозга каждого индивидуума». Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

 Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, называемых архетипами. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это универсальные образы или символы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действие в ответ, на какой либо объект или событие. Юнг выделял следующие архетипы: 1) анима – бессознательная, женская сторона личности мужчины (символы – женщина, Дева Мария, Мона Лиза); 2) анимус – бессознательная мужская сторона личности женщин (мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан); 3) персона – социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте, «публичное лицо» человека, которое видят окружающих (маска);4) тень – бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании (Сатана, Гитлер); 5) самость – воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности (Мандала); 6) мудрец – персонификация жизненной мудрости и зрелости (Пророк); 7) бог – конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир (Солнечное око). Архетипы часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, и религии. Символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Количество архетипов может быть неограниченно. Однако особое внимание Юнг уделяет персоне аниме, анимусу, тени и самости. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствие с социальными требованиями. Цель персоны –  производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта. Тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности, она содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы. Аморальные мысли и страсти. Положительно свойство тени заключается в том, что она, является источником жизненной силы, спонтанности и творческого начала. Функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью. В архетипах анимы и анимуса находит отражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима и анимус, как и все другие архетипы,  должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса. Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой объединены и организованы все другие элементы. Развитие самости – это главная цель человеческой жизни. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция, и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных.

Юнг выделил 2 основные направленности или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Эти обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. Интерес экстраверта направлен к внешнему миру – другим людям и предметам; он подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношение и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта, он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. В изолированно виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствую обе, и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной.

Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, но в последствии, пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру, поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции: мышление, ощущение, чувства, и интуицию. Мышление и чувства относятся к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувства – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фиксирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта. Вторая пара противоположных функций – ощущение интуиции – являются иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущения) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значения, ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов окружающего мира. Интуитивный тип полагается на предчувствие и догадки,  схватывает суть жизненных событий. Любая функция может быть ведущей. У каждого человека присутствуют все 4 функции. 2 эго – ориентации и 4 психологические функции, взаимодействуя, образуют 8 различных типов личности (например, экстравертный мыслительный тип, фокусирующийся на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира.

 Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Юнг предавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Конечная жизненная цель это полная реализация «Я». Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация (динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих  противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком свои уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог осуществления индивидуации Юнг назвал самореализацией. Первая половина жизни человека обращена вовне, в середине происходит кризис, а во второй половине жизни появляется взгляд, направленный внутрь (на постижение собственного смысла, сохранение энергии).

Этапы на пути к индивидуации: а) раскрытие персоны (срывание собственных масок) – попытка понять, что мы делаем, когда стремимся к званиям, титулам, достижениям; б) встреча с тенью (раскрытие неосознаваемых сторон нашей души); в) знакомство с анимей или анимусом; г) развитие самости. Препятствия на пути индивидуации: а) опасность отождествление с персоной (характерно для перфекционистов); б) тень – если мы ее не знаем, не осознаем, то ее проявления становятся непредсказуемыми и неуправляемыми; в) встреча с анимой или анимусом – человек становится эмоционально очень переменчивым; г) раздувание эго – когда человек начинает считать себя богоподобным существом

Хостинг от uCoz