1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

Классический психоанализ предусматривает, что человеческое поведение детерминировано психической энергией и ранним детским опытом. Чтобы найти смысл в настоящем поведении человека, необходимо понять корни поведения в более бессознательных конфликтах и мотивах. Силы, которые «движут» нами, являются иррациональными, мощными и наиболее часто имеют отношение к агрессивным или сексуальным импульсам.

Говоря философским языком, психоанализ отображает влияние классического эмпиризма, равно как традицию озарения. В качестве фона для своей модели Фрейд заимствовал материалистическое натуралистическое мировоззрение.

Свою теорию Фрейд строит на основных пяти положениях.

1. Топографическое положение

Есть три уровня сознания:

а) сознательный опыт, который мы сознаём (то есть мысли, которые у нас имеются, когда мы читаем эту страницу);

б) предсознательный опыт, который мы можем по своему желанию припомнить, но он не является в данный момент осознанным (например, воспоминание о том, что с вами было в пятом классе); и

в) бессознательный опыт, который, в первую очередь, детерминирован психической жизнью, но прямо недоступен для сознательного изучения (например, нерешённые конфликты из детства). Считается, что всё поведение сильно детерминировано бессознательным. Хотя мы можем понимать наши сознательные мотивы, побудившие нас готовить билеты к экзамену, на каком-то более глубоком уровне мы можем бессознательно искать одобрения родителей.

   Система бессознательного характеризуется совокупностью первичных процессов мышления, а предсознательное и сознательное – вторичным процессом, неразрывно связанным с логическими построениями и речью.

2. Генетическое положение

Утверждает, что настоящее поведение и опыт – это продукты прошлого. Все влияния, которые, как мы считаем, формируют нас в настоящем (например, конфликт с начальником на работе или любовь) обретают свою реальную силу через нерешенные вопросы нашего прошлого (например, конфликт с одним из родителей, который был сурово авторитарным или весьма либеральным). Другими словами, содержание настоящих событий во многом определяется активизирующими нерешенными трудностями детских лет. В результате, психоанализ имеет сильную историческую, равно как и детерминистскую тенденцию.

3. Динамическое положение

Динамическая предпосылка включает в себя то, что всё поведение, в конечном счете, зависит от взаимодействия двух фундаментальных человеческих влечений. Либидинозное влечение является по своей природе во многом «эротическим» или «сексуальным». В широком определении, либидо сосредоточено на чём-то более отдаленном, чем просто генитальная сексуальная разрядка – оно включает желания или побуждения к созданию, к развитию или поддержанию интимности, к любви к себе и/или к другому и даже больше. Другое важное влечение, в первую очередь, ориентировано на двойную тему агрессии и смерти.

4. Структурное положение

Согласно ему, психический аппарат можно состоит из трёх отдельных сущностей: id, ego и superego.

Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, «себя» и «не-себя»).

Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. При помощи вторичного процесса (реалистическое мышление и др. высшие ментальные процессы) Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью механизмов, в т.ч. механизмов защиты.

Суперэго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (совокупность амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации). Суперэго, в свою очередь, состоит из двух структур – совести и Эго-идеала. Эго-идеал – это поощрительный аспект суперэго, он формируется их того, что родители одобряют или высоко ценят. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины при «неправильных» поступках. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Суперэго действуют на всех трех уровнях сознания.

5. Экономическое положение

Гласит, что человеческая личность может быть лучше понята как закрытая или квазигидравлическая система. Другими словами, в систему в форме основных влечений поступает определенный объем энергии. Поскольку эта энергия должна быть высвобождена, то надо найти пути для ее распространения в прямой или трансформированной форме. Эта предпосылка является «экономической» в том понимании, что энергия не может быть ни приобретена, ни утрачена: банковский счет остается всегда сбалансированным. Поэтому, например, цель психоаналитического лечения – развить у человека способность к высвобождению энергии в социально приемлемой и допустимой форме. В противовес этому психопатология понимается как распределение энергии без внимания к ограничениям реальности или внешних социальных норм (например, психотическая регрессия).

Классическое фрейдовское понимание развития личности утверждает наличие серии психосексуальных стадий.  

Оральная стадия (первый год жизни) – основа позднего развития личности. Тот, кто присматривает за младенцем, заботится о том, чтобы ребёнок был накормлен, а удовольствие грудного ребенка сосредоточено во рту: сосание и жевание первичны. Если ребёнку не удается удовлетворить свои потребности, то позднее в жизни это потенциально ведет к жадности и нездоровой озабоченности относительно своей собственности.

Анальная стадия (1-3 года) центрируется вокруг детского опыта требований родителей, дисциплины и ожиданий, особенно относительно тренировки пользования туалетом. Психическое удовлетворение сосредоточено на удержании и освобожденении от фекалий. Нерешенные вопросы на этой стадии потенциально ведут к нездоровому отношению к телу и телесным функциям.

Фаллическая стадия (3-6 лет) фокусируется на удовлетворении мотивов в сфере гениталий. На протяжении этой стадии ребенок многое узнает относительно полоролевой идентификации и развивает интерес к сексуальным вопросам. Отношения родителей, выражаемые вербально или невербально, и отрицательный опыт могут повлиять на чувства по поводу сексуальности в более поздние периоды жизни. Фаллическая стадия считается периодом, в котором начинается конфликт, связанный с Эдиповым комплексом (для мальчиков) или комплексом Электры (для девочек). Ребенок развивает угрожающие эротически заряженные чувства к родителю противоположного пола. Фрейд намного подробнее описал то, что случается на этой стадии с мальчиками, чем с девочками. Он предложил, что мальчик начинает переживать неуверенные либидинозные стремления к единению со своей матерью. Они редко переживаются сознательно. Эти чувства часто проявляются через интенсивную привязанность к матери, ревность относительно ее внимания и т.д. Понимая, что отец является соперником в любви матери, мальчик сначала переживает агрессивную конкуренцию с отцом, которая сопровождается страшным осознанием, что он не может, как ребенок, надеяться соревноваться за внимание матери (принимая во внимание здоровую основу родительских отношений). Наиболее здоровым решением этой ужасной дилеммы для мальчика представляется идентифицироваться с отцом и действительно усвоить части родительской личности так, что, по крайней мере, мальчик имеет некоторое ощущение особой привязанности к матери на заместительном уровне в том, чтобы быть, как отец.

В латентной стадии (6-12 лет) возрастает социализация через общение с другими детьми, чем компенсируется направленность вглубь, типичная для фаллического периода. Объединение с новым интересом к другому развивает у ребенка академическую, интерперсональную и рекреационную компетенцию. Эти социальные темы доминируют на протяжении периода полового созревания.

В юности ребенок входит в генитальную стадию (12-18 лет), где снова сексуальные импульсы становятся доминирующими. Развивается интерес к противоположному полу, часто сопровождаемый сексуальными экспериментами. Энергия либидо в идеале направляется на социально приемлемые виды деятельности (например, дружбу, свидания). Фрейд считал, что генитальная стадия продолжается на протяжении всей остальной жизни, когда человек ищет здоровый баланс в любви, работе и игре.

Хостинг от uCoz