История психология.

18.Теория поля К.Левина

Теория поля подчеркивает важность того факта, что любое событие есть результат множества факторов. Теорию поля едва ли можно назвать теорией в обычном смысле. Лучше всего теорию поля можно характеризовать как метод, а именно метод анализа причинных соотношений и построения научных конструкций. Одно из основных утверждений: любое поведение или другие изменения в психологическом поле зависят только от психологического поля в данный момент времени.

 Bt=F(St), где B-поведение, в данный момент времени t, которое равняется функции ситуации S в данный момент времени (включая личности ее психологическое окружение). Если мы хотим вывести поведение из ситуации в данный момент времени, необходимо найти путь определение характера «ситуации в данный момент времени». Определить свойство настоящей ситуации можно двумя путями: 1) основывая заключение на выводах из истории (анамнез); 2) используя диагностические тесты на личного состояния. Анамнез содержит 2 шага: проверку определенных свойств в прошлом и доказательство что ничего неизвестного в промежутке не произошло, т.е. что мы имеем дело с «закрытой системой». Однако если на систему ничто не влияет извне, в ней происходят внутренние изменения, следовательно, мы должны также знать законы, управляющие внутренними изменениями, если хотим определить свойство ситуации при помощи анамнеза (диагноз с помощью анамнеза часто используется в классическом психоанализе и других клинических подходах к проблемам личности). Метод определения свойств в ситуации St с помощью тестирования их в данный момент t избавляет нас от неопределенности исторического заключения. 

Адекватное психологическое описание характера и направления протекающих процессов может и должно быть сделано на различных микроскопических и макроскопических уровнях. Каждому моменту некоторые единицы поведения соответствует определенный масштаб ситуаций. Для определения скорости и направления поведения (т.е. то, что обычно называется «значением» психологического события), необходимо принять во внимание определённый период времени. Продолжительность этого периода в психологии зависит от масштаба ситуации (чем более масштабна ситуация, которую надо описать, тем более длинный период необходимо наблюдать, что бы определить направление и скорость поведения в данное время. Т. е. в психологии мы имеем дело с «ситуативными единицами», которые следует рассматривать как имеющие протяжение во времени и пространстве.

Психологическое поле, существующее в данный момент, включает в себя так же представления индивида о своём будущем и прошлом (страхи, ожидания, желания, мечты о будущем и представления о прошлом). Временная перспектива человека важна для многих проблем, таких как уровень притязания, настроения, творчества и инициативы человека. Психологическое прошлое и психологическое будущее являются одновременными частями психологического поля, существующего в данное время t. Для теории поля важно различать в отношении обуславливания и торможения 2 типа проблем: 1) проблемы, связанные с вопросом как влияет на ожидание восприятие с одной стороны, и память – с другой стороны; 2) проблемы, пытающиеся связать последующую ситуацию с предыдущей. Для понимания и предсказывания психологического поведения надо для каждого вида психического события (действия, эмоции, переживания, и т.д.) определить кратковременную действующую целую ситуацию, которая представляет собой кратковременную структуру и состояние личности и психологического окружения (среды).

Динамическую структуру личности и среды можно представить с помощью математических понятий. Для понимания ребенка, во-первых, надо определить психологическое положение, которое занимает ребенок, и областей свободы его движений, т.е. областей, доступных ему, и областей, которые психологически существуют для ребёнка, но не достижимых для него вследствие социальных характеристик ситуации (запрещения взрослых). Эти возможные и невозможные психодинамичесикие движения можно охарактеризовать в каждой точке окружающей среды с помощью понятия топологии, которая является неколичественной дисциплиной о возможных видах связей между «пространствами» и их частями. Основой для координации между математическими и психодинамическими понятиями и понятиями среды является координация топологического пути и психодинамического передвижения.  Топологическое описание определяет, к каким точкам ведут различные пути, и какие области этими путями пересекаются. Область, которую ребёнок не может достичь, можно охарактеризовать с помощью понятия барьера (динамическое понятие, соответствующее математическому понятию границы). Понятие силы используется для определения того, какие из возможных путей произойдут в данный момент. Сила определятся: 1) направлением; 2) величиной; 3) точкой приложения (1 и 2 в математике соответствует понятию вектора, а точка приложения определяется на чертежах стрелкой). Положительные валентности вызывают приближение к объекту, отрицательные ведут к уходу или отступлению. Движущие силы связанны с положительной или отрицательной валентностью, сдерживающие с барьерами. Для величины валентности имеют значение внутренние факторы, особенно актуальное состояние потребностей ребёнка.  Конфликт психологически определяются как противодействие приблизительно равных сил поля. Для движущих сил имеются три основных случая конфликта: 1) ребенок находится между двумя положительными валентностями, в таком типе конфликтной ситуации решение достигается обычно относительно просто; 2) ребенок сталкивается с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности (например, хочет власть на дерево, но боится), здесь ребенок «выходит из поля»,  это может быть как физический выход (отступление, отворачивание, уход), так и выход внутри поля (ребенок начинает играть или занимается чем - то другими, помимо движения к цели); 3) ребёнок находится между двумя отрицательными валентностями (например, когда с помощью угрозы  наказания пытаются побудить ребёнка делать задачу, которую он не хочет делать).

Поведение = функция поля, существующая во время поведения. Детерминанты поведения = силы потребности, лежащие в его основе. Задачи теории поля = однозначно вывести поведение данного индивида из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент времени. Основная задача психолога – понять конкретную в данный момент времени существующую ситуацию. 

Хостинг от uCoz