Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм Вундта и Титченера и функционализм. Основоположник Дж.Уотсон. «Психологи с точки зрения бихевиориста» (1913 г.) Предмет бихевиоризма – изучение поведения объективным путем; цель – служить практике. Научные предпосылки: исследования по психологии животных Торндайка, объективная психология, работы Павлова и Бехтерева. Поведение человека как предмет бихевиоризма – все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается. Широкая трактовка поведения – включает и сосудистые реакции, и выделение секрета железой. Но с другой стороны поведение сводится лишь к внешненаблюдаемому. Человек выступает как реагирующее существо, игнорируется активная сознательная деятельность. Натурализм в трактовке человека – человек животное, отличающееся словесным поведением. Основные проблемы (задачи): 1. В каждом данном случае при данном стимуле знать, какова будет реакция; 2. Если есть реакция, какой ситуацией она вызвана.

Классификация реакций: приобретенные-наследственные, внутренние (скрытые)-внешние (наружные).Внешние приобретенные – игра в теннис, открывание двери; Внешние наследственные – хватание, чихание, инстинкты и эмоции; Внутренние приобретенные – мышление; Внутренние наследственные – реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении. Инстинкт – приспособления вызванные стимулами внешнего порядка. Эмоции – приспособления вызванные стимулами внутреннего порядка и относятся к телу субъекта (например покраснение). Наблюдения за новорожденными – число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него невелико и не может обеспечить приспособление Практически поведение является результатом обучения. Отсюда навык и научение – главные проблемы бихевиоризма. Речь и мышление рассматриваются как виды навыков. Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основа – элементарные движения, которые являются врожденными. Новый элемент в навыке – это связывание воедино или объединение отдельных движений, таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Удержание навыков составляет память.

Мышление – всем телом (всегда можно зафиксировать физиологические кореляты мышления: 1. Скрытая деятельность рук (мануальная система реакций); 2. Скрытые речевые реакции: 3. Висцеральные реакции (реакции внутренних органов) – нет чистой мысли которая бы облечена в скрытые физиологические – может быть физические – процессы. Преодоление упрощенной трактовки поведения за счет введения внутренних процессов, разворачивающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию.

Торндайк: кошка, пробы и ошибки. Главные особенности: а) готовность организма продолжать пробы и ошибки; б) постепенно избирание наипростейшего акта (обучаемость). Т.е. цель – выйти на свободу. Обучаемость – показывает познавательный аспект поведения – понятливость. Организм действует как целое (пластичность (выбор и замена средств), намеренность (готовность к продолжению действия для достижения цели, предполагает возможность широкого переключения с одной сенсорной системы на другую). Первичными причинами поведения являются стимулы из окружающей среды и исходные физиологические состояния. Они действуют через детерминанты поведения. Детерминанты поведения подразделяются на три класса: а) непосредственно находящиеся в нем объективно определяемые цели и познавательные процессы; б) цели и познавательные способности самого индивида; в) приспособительные акты, они заменяют актуальное открытое поведение (вследствие чего коррекция а)-детерминант и изменение поведения). Эксперименты: 1. Латентное обучение. 2. Викарные пробы и ошибки (нерешительное поведение перед выбором). Зрительное различение (дверки менялись местами). Чем лучше научение, тем больше викарных проб. Процесс понимания задачи – викарные пробы. Викарные пробы говорят об активном выборе и сравнении стимулов (а не пассивный ответ на стимул). 3. Поиск стимула. Клетка с током и табличкой. Выключение света. В последний раз не произошло изучение стимула. 4. Эксперименты с гипотезами. Систематические типы поведения. План выбора. 5. Опыты с пространственной ориентацией. Ориентация на направление к пище, а не заново исследование лабиринта. Проблема узких и широких карт: причины узких карт: 1) повреждения мозга, 20 неудачное расположение раздражителей, предъявляемых из внешней среды, 3) слишком большое повторение первоначально выученного пути, 4) наличие избыточной мотивации или условий, вызывающих слишком сильную фрустрацию (регресс, фиксация, перемещение агрессии на другие группы). Когнитивная карта – это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих из вне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулом и целями и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека.

Толмен (Необихевиоризм): молекулярное определение поведения – стимул-реакция, как набор физических и физиологических компонент (Уотсон). Молярное определения – поведение это не только сумма физических компонент, но наличие некоторых собственных черт (это целостный акт) (Толмен).    Описательные свойства поведения как молярного феномена: 1. характеризуется направленностью на цель или исходит из целевого объекта или целевой ситуации; 2. Характеризуется специфической картиной обращения с вмешивающимися объектами, используемыми в качестве средств для достижения объекта; 3. Селективность, избирательность, выражающаяся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более коротким путем. Скрытое (латентное) обучение - научение без подкрепления. Эксперимент: 1) группа крыс - сразу же подкреплялась; 2) не подкреплялась; 3) сначала - нет, подкрепление - на 11 день. 3 группа научалась быстрее, чем 1. Между стимулом и реакцией есть дополнительная промежуточная переменная, которая влияет на научение. Поведение животного определяется не только внешними условиями, но и представлениями о среде. Когнитивное научение: подкрепление - возможность проверить свои представления об окружающей среде. Поведение - как целое, оно имеет свой результат (конечную цель), а способы ее достижения различны. Реакция на условия в соответствии со своими представлениями. Толмен также критикует Уотсона за исключение из поведения его мотивационно-познавательных компонентов, откуда проистекает невозможность объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность.

Скинер же исследовал так называемое оперантное поведение, т.е. действия и движения (операнты), возникающие как бы спонтанно, среди которых, однако, некоторые подкрепляются естественно (полезным для организма результатом) или искусственно (дрессировщиком или экспериментатором) и поэтому закрепляются. Таким образом происходит отбор первоначально спонтанных движений и поведение формируется в нужном направлении. Программированное обучение по Скиннеру. Задача: получение правильных реакций и их закрепление путем подкрепления. Информация, подлежащая заучиванию, разбита на мельчайшие порции (называемые кадрами или фрагментами). Они настолько малы, что все учащиеся без особого труда, могут усвоить требуемое определение или идею. Для проверки – контроль.(совпадение ответов на вопросы с контролером – подкрепление, или слова одобрения на дисплее). Для закрепления подсказки, которые с каждым разом уменьшаются. Ограничения: 1. Простое заучивание формул; 2. Нет глубокого понимания, а задалбливание (обучение теряет свою специфику, как сознательный процесс, реактивность учащегося).

 

Достижение

Избегание

Желаемый результат

Позитивное подкрепление

Угасание

Не желаемый результат

Наказание

Негативное подкрепление

Халл. Стимул-организм-реакция.Организм – некоторые пртекающие внутри него процессы. Основная детерминанта поведения – потребность. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного на разные потребности. Важное условие образование связи – смежность стимула, реакции и подкрепления, которые снижают потребность. (Торндайк: сила связи зависит от количества подкрепления и отсрочки подкрепления). Градиент цели – неодинаковое поведение на разных участках пути в процессе выработки навыка. (число ошибок больше вдали от цели, скорость выше ближе к цели). Антиципирующие реакции (частичные ответы) – способствуют нахождению действий ведущих к цели (все меньше заходит в тупики).

Миллер, Галантер, Прибрам.По аналогии с ЭВМ: инстанции связывающие стимул и реакцию – образ и план.Образ – все накопленные и организованные знания организма о себе и о мире в котором он существует. План – всякий иерархически построенный процесс организма, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций. Поведение – серия движений. Человек сложная вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом. Проба – база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операциональная фаза осуществляется правильно (идея обратной связи). Операции, выполняемые организмом, постоянно регулируются результатами проб.

Обуславливание: энурез и звонок.

Бихевиоризм -- против субъективизма (понимание предмета и метода), то есть ставящий проблемы объективности. У Ярошевского эта проблема вообще научной психологии. Однако решение этой проблемы было осуществлено радикально, за счет вытеснения субъективного из психологии вообще.

Бихевиоризм ставил практическую цель предсказания и управления поведением ('психология должна стать лабораторией общества'). У Скинера это превратилось в задачу манипулирования. Поэтому критика как антигуманистичного подхода.

Бихевиоризм явился результатом развития науки и его предпосылками были: из изучения Торндайка (о научении), учение Лойда Моргана, объективная зоопсихология Беккса, Леба. Концепция Уотсона не определяла понятие поведения (это парадокс), она сводила его к внешним проявлением -- совокупность реакций на стимулы. Поведение изучалось в отрыве от опосредующих его условий. Проблема научения является центральной для бихевиоризма, так как  Уотсон считал, что врожденных форм поведения не существует. Отсюда вопрос о формировании новых реакций пол принципу обуславливания. В необихевиоризме различия существуют вокруг понимании принципа обуславливания: оперантный бихевиоризм Скинера, Толмен.

Практическое значение: обучение, психотерапия (модификации поведения), различные формы социального научения.

Дж.Уотсон (1878 - 1958) критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность, и предложил свою программу исследований. Философской основой бихевиоризма стали позитивизм и прагматизм, психологической - работы Павлова, Бехтерева, объективная психология. Поведение в рамках его концепции трактовалось очень широко. Включая выделения желез в ответ на реакцию. Уотсон производил классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними или внешними. Отсюда выделяются четыре типа реакций. Он полагал. Что число врожденных реакций невелико, и фактически поведение является результатом обучения. Поэтому научение становится главной темой бихевиористов. Удержание навыков составляет память. Уотсон здесь выдвигает гипотезу о механизмах, называемых им принципом обуславливания. Навыки образуются путем проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Э.Толмен критиковал уотсона за молекулярность подхода. По Толмену поведение - целостный акт. Направленный на цель, селективный, пластичный и т.д. Толмен различал три разновидности детерминант поведения: 1)независимые переменные стимулы и исходное физическое состояние организма; 2)способности, т.е.видовые свойства организма; 3) вмешивающиеся внутренние перемены - намерения и познавательные процессы. Он ввел понятие “когнитивной карты”. Халл выдвинул гипотетико-дедуктивную теорию теорию поведения, введя в схему Уотсона “черный ящик” - процессы, протекающие в организме. Основной детерминантой поведения он считал потребность: она определяет силу и направление реакции организма.

 

46. Направления необихевиоризма

Скиннер и оперантное обусловливание. С. считал, что если строить понимание человека на его видимом поведении, то вовсе не требуется ломать голову над его внутренними процессами. Т.о., личность отдельно не фигурирует в его теории. Она понимается как набор поведенческих шаблонов. Ситуация - реакция (последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории). В этом теория С. похожа на буддистское представление о личности - нет личности, а есть лишь поведение и чувства, которые непостоянны, правильное понимание причин которых исключает возможность исключает путаницу. Надуманные объяснения - термины, которые употребляют противники бихевиоризма для описания поведения. К ним С. относит свободу (доказывает ее отсутствие на примере гипнотических опытов М. Эриксона), личность, творчество (оно не есть спонтанный процесс, а его истоки не находятся за пределами жизненного опыта творца; Док-во: гипноз, 25 кадр в рекламе и т.п.). Факторы, меняющие или нет поведение: Респондентное поведение - поведение, возникающее в ответ на что-то (классический пример опыты Павлова с собакой). Оперантное поведение (обусловливание) - поведение возникающее спонтанно. Оно усиливается или ослабляется в зависимости от тех, событий которые следуют за ним (пример: девочка боится воды - если зайдешь в воду по колени, то получишь конфету - и так шаг за шагом). Здесь отец обусловил поведение девочки, тем, что давал конфеты после определенных действий с ее стороны. Но это обусловливание может зависеть от нашего предыдущего опыта (Иллюзия Эймса - чукчи ее не видят, поскольку иглу круглые). Подкрепление  - любой стимул предъявляемый после к-л. действия и усиливает вероятность его дальнейшего появления (в примере с девочкой с боязней воды этим п. была конфета). Позитивное п. - увеличивает вероятность повторения действия, после которого оно появилось (жажда - стакан воды - след. раз - мы так же возьмем стакан, т.к. он удовлетворил в 1-ый раз). Негативное п. - усиливает то поведение, которое снижает вероятность появления поведения, которое мы подкрепляем (лечение энуреза с пом. будильника). Первичное п. - заложенные в нас с рождения стимулы. Вторичные - нейтральные стимулы, но кот. сильно связаны с первичн. (деньги - по сути нейтральны, но будучи связ. с первичн. п.)

К. Халли гипотетико-дедуктивная система. Поведение есть там, где можно сказать о наличии потребности и продолжается до тех пор пока не наступает ее редукция. Поведение целостно: скорость выработки навыка различна при приближении к цели (градиент цели); животное совершает незоканченные действия в лабиринте  - антицип. проба. Подкрепление может происходить и изнутри (локус контроля). 

Субъективный бихевиоризм Миллера-Галантера-Прибрама. Поведение управл. образ. + определенная программа, состоящая из системы операций - плана (всякий иерарх. построенный процесс, способн. контролировать порядок, в котором должна соврешаться последовательность операций). Образ - то, что организм узнает об окружающем мире. Для управления поведения неоюх. механизм обратной связи. Процессы , участвующие в регуляии поведения: Test - Operate - TestExit.   

Когнитивный б. Толмена - При описание поведенческого акта нужно вкл. в него следующие особенности: целевой объект, которые его направляют и из которых он исходит; специфическая картина отношения к объектам, которые используются в качестве ср-в достижения цели; относительная селективность к объектам, выступающим в  к-ве ср-в и выбор тех, которые способствуют более быстрому достижению цели. Основная черта поведения - целевой и познавательный характер. Поведение всегда осуществляется организмом как целым, а не есть дело отдельных сис-м. Имманентно в поведении есть непосредственные заложенные в нем цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные есть последнее звено в причинном управлении детерменант поведения. Но кроме непосредствекнных детерминант есть еще и др. детермин. способности и приспособительные акты (образуют замещение реального поведения). Эти две детерминанты вмешиваются в управление между стимулом и первичными физиологичными состояниями, а др. стороны - поведением.   

 

Хостинг от uCoz