9. Индивидуальная психология А.Адлера

 

А.Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии.

Представитель второй Венской психоаналитической школы. Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию. Не менее важна и введенная им идея о "творческом Я". В отличие от фрейдовского Эго, служащего врожденным инстинктам и потому определяющего путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Основные принципы:

1.      Принцип наличия у человека врождённого чувства неполноценности

2.      Принцип целостности.

3.      Принцип единства индивидуального стиля жизни.

4.      Обязательность социального интереса или общественного чувства.

5.      Принцип направленности поведения к цели.

6.      Принцип творческого или креативного «Я».

1. Принцип наличия у человека врождённого чувства неполноценности

Человек рождается с чувством неполноценности, из которого порождается стремление к превосходству и к власти.

Факторы, способствующие формированию комплекса неполноценности (из чувства неполноценности):

1.      Физическая неполноценность от рождения:

w    Попытка компенсации за счет других органов или систем

w    Компенсация за счет излишнего внимания к этому органу – тренировки

w    Зацикливание на своей болезни

2.      Порядок рождения ребёнка

w    Позиция первенца

w    Позиция единственного ребёнка

w    Позиция среднего ребёнка

w    Позиция последнего ребёнка

3.      Характер воспитания

w    Чрезмерная опёка

w    Отвержение со стороны родителей

В качестве гиперкомпенсации появляется комплекс превосходства, выражающийся в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Комплекс превосходства – единый, фундаментальный мотив; это стремление является общим для всех и в норме и в патологии; как цель может принимать и негативное (слабая способность к адаптации) и позитивное (высокая способность к адаптации) направление. Стремление к превосходству связано с большими энергетическими затратами – уровень напряжения растет; это стремление проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества - человек стремится совершенствовать саму культуру общества.

2. Принцип целостности

Адлер был единственным из трёх основоположников ПА (Фрейд, Адлер, Юнг), кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-х годах.

3. Принцип единства индивидуального стиля жизни.

Стиль жизни – жизненный план или путеводный образ. Он включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые в совокупности определяют неповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства; он закрепляется в возрасте 4-5 лет. Истинная форма стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы используются для решения жизненных проблем: глобальные проблемы – работа, дружба и любовь, они взаимосвязаны. Установки, обусловленные стилями жизни:

w Управляющий тип – самоуверенность и напористость, незначительный социальный интерес; люди активны, но не в социальном плане, установка превосходства над внешним миром, задачи решаются во враждебной, антисоциальной манере;

w Берущий тип – паразитическое отношение к внешнему миру, удовлетворение большей части своих потребностей за счет других, такие люди обладают низкой активностью;

w Избегающий тип – нет ни достаточного социального интереса, ни активности, такие люди больше опасаются неудач, чем стремятся к успеху;

w Социально-полезный тип – “воплощение зрелости”, высокая степень социального интереса и высокий уровень активности, проявление истинной заботы о других, глобальные проблемы воспринимаются как основные жизненные задачи.

4.Обязательность социального интереса или общественного чувства.

Необходимо рассматривать социально-культурный контекст жизни человека. Люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Предпосылки социального интереса врожденные, требует развития и развивается в социальном окружении. Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания могут подавлять у ребенка чувство социального интереса. У отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми; он должен избегать социальной отгороженности и родительского авторитаризма. Жизнь человека ценна в той степени, в которой он способствует повышению ценности жизни других людей.

5. Принцип направленности поведения к цели.

Это принцип связан с феноменом фикционного финализма. Поведение индивидуума подчиненно им же самим намеченным целям в отношении будущего. Основные цели – фикционные цели, их соотнесенность с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Стремление к превосходству управляется выбранной фиктивной целью. Превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения, сформирована собственной творческой силой, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом здесь стремление к превосходству является субъективно понимаемым идеалом, и когда фикционная цель ясна, то все последующие действия наполняются смыслом.

6. Принцип творческого или креативного «Я».

Творческое Я – стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности, творческая сила отвечает за цель жизни, методы достижения цели, способствует развитию социального интереса, влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным, самоопределяющимся индивидуумом. Творческая сила – результат эволюции.

Порядок рождения – имеет решающее значение, особенно важно восприятие ситуации, что сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придаст ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни.

·         Первенец – он получает безграничную любовь и поддержку со стороны родителей, но после рождения второго ребенка может испытать сильное потрясение “монарха лишенного трона”. Он скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству.

·         Единственный ребенок – эта позиция может привести к сильному соперничеству с отцом. У него могут возникнуть трудности в общении и занятии социальной позиции, когда он окажется без поддержки со стороны семьи.

·         Второй (средний) ребенок – ему темп задается со стороны старших братьев или сестер. Вырастает соперничающим и честолюбивым, стремиться доказать, что он лучше, для чего использует как прямые, так и окольные методы; он ставит перед собой непомерные цели, что увеличивает возможность неудач.

·         Последний ребенок (самый младший) – не испытывает шока повержения с трона, окружен вниманием и заботой. Но у него большой стимул выделиться среди прочих братьев и сестер, в связи с чем такой ребенок может показать очень высокие результаты в отдельных видах деятельности.

 

Хостинг от uCoz