Билет N5

Три венские школы психоанализа. Сравнительный анализ.

К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Бессознательное ("Оно") представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное "Я" человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. А неразряженные желания, сохраняющие активность, находят окольные пути проникновения в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. С точки зрения учения о либидо процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта.

Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением человека и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного, с одной стороны, и, с другой стороны, культуры. Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний. При объяснении происхождения и сущности инстинктов культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", а наличие в психике человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по мнению Фрейда, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены. С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает, что связь людей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого. Усваивая это идеал, человек отказывается от части собственного "Я" (идеал "Я") и объясняется с другими через общий всем групповой идеал — вождя.

Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в.

 

А.Адлер – австрийский психолог и психиатр, создатель так называемой "индивидуальной психологии". Будучи врачом-практиком, в 1902 г. примкнул к кружку Фрейда. Постепенно выработал собственную концепцию психической болезни, в основе которой лежала идея компенсации чувства неполноценности. Согласно этой концепции, психическая болезнь есть результат неосознанного стремления к превосходству, разжигаемого чувством неполноценности, которое связано с какой-либо телесной слабостью или недостатком.

Адлер подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В теории Адлера роль сексуального инстинкта сведена к минимуму, тогда как у раннего Фрейда ему придаётся почти исключительная роль в динамике поведения. Люди - в первую очередь социальные, Ане сексуальные существа. Их мотивирует социальный, А не сексуальный интерес. В противовес Фрейду он акцентировал роль социальных факторов, в частности, подчеркивая социальную направленность влечений — основы человеческого характера. Характер человека, по Адлеру, вырастает из его "жизненного стиля". Адлер считал, что, то, как человек удовлетворяет сексуальную потребность, определяется стилем жизни, а не наоборот. Жизненный стиль представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и которые выступают компенсацией чувства неполноценности. Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А.В. Суворов).

Адлер считал центром личности сознание, что делает его пионером эго-ориентированной психологии. Люди – сознательные существа, обычно понимают причины своего поведения. Они осознают свою неполноценность и создают цели, к которым стремятся. Более того, люди обладают самосознанием, способны планировать действия и управлять ими, полностью сознавая их значение для собственной самореализации. У Фрейда сознание низведено до положения ничтожества, пены на поверхности моря бессознательного.

Идеи Адлера способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к возникновению неофрейдизма. "Индивидуальная психология" получила наибольшее распространение в 20.х гг., особенно в США. В массовое, обыденное сознание вошел введенный Адлером термин "комплекс неполноценности".

Основатель психоанализа 3. Фрейд утверждает, что причиной неврозов является внутренний конфликт между Ид и Эго. «Эго» - это личность, «Ид» - его инстинктивные жизненные потребности. Невротический конфликт - это бессознательный конфликт между инстинктивными побуждениями, стремящимися к разрядке, и защитой, препятствующей разрядке, согласно моральным критериям общества. Эго в борьбе с опасными и запретными побуждениями постепенно истощается, и инстинктивные побуждения «прорываются» в сознание и поведение в виде невротических симптомов. Таким образом, Фрейд усматривал причину страдания в подавлении подсознательных импульсов человеческого естества. Он считал: если бы этого подавления не было, если бы человек мог неограниченно реализовать эти импульсы, то был бы счастлив. Основной целью аналитической психотерапии является разрешение невротического конфликта, т.е. воссоединение бессознательного с сознательной частью. Пациента просят вызвать в памяти какие-то мысли и без всякой логики и порядка высказывать их терапевту.

Пациенту объясняют, что он должен говорить и такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными, неожиданными. Такой процесс «свободной ассоциации» облегчает выявление бессознательных мотивов. Задача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти мотивы и довести их истинный смысл до пациента. Грамотный анализ помогает пациенту правильно понять прошлое и настоящее и понять истоки своих невротических реакций.

Один из самых известных учеников Фрейда - Адлер был не согласен с сексуальным «креном» своего учителя и подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. Он предположил, что каждый человек появляется на свет в беспомощном состоянии, которое создает чувство неполноценности, и человек хочет от него избавиться, что является стимулом для его развития. Если чувство неполноценности очень сильно, то и формируется «комплекс неполноценности». Невроз, с точки зрения Адлера, образуется в случае, если человек терпит неудачу при преодолении комплекса неполноценности. Алкоголик - это пример того, как использовать Сторонники так называемого феноменологического подхода считают, что поведение человека определяют не инстинкты и внутренние конфликты, а способ его личного восприятия в данный момент. Человек сам способен себя контролировать и делать свой выбор - как поступать и что делать. Этот выбор связан с тем, как человек воспринимает окружающий мир. Например, если Вы воспринимаете мир как дружелюбный, то Вы скорее всего будете чувствовать себя в безопасности. Если же Вы будете воспринимать его враждебным и опасным, то Вы, вероятнее всего, будете тревожным и склонным к защитным реакциям. Другое важное положение - у каждого человека есть врожденная потребность в личностном росте, в самореализации. Эмоциональные нарушения в этом плане - это блокирование потребности в самоактуализации.

Основным тезисом учения В. Франкла (логотерапия) является положение: человек стремится обрести смысл жизни и ощущает пустоту, если это стремление не реализовано. Франкл говорил: «Фрейдовский принцип удовольствия является ведущим принципом поведения маленького ребенка, адлеровский принцип могущества - подростка, а стремление к смыслу является ведущим принципом поведения зрелой личности взрослого человека».

Хостинг от uCoz