IV Особенности внд человека.

Что отличает животного от человека? У него есть сознательная деятельность.

Сознательная деятельность – проявляется в использование человеком, обобщенных и отвлеченных комплексов условных раздражителей, выраженных словами, использует понятия, слова. Человек с помощью слов, образов может передавать знания другим людям. Со-знание. Сознание приписывалось нематериальному субстрату души, сейчас тоже многое неясно но очевидно, что в основе С. работа больших полушариев. Сознание как общее знание передается ч/з слова и исторической ценности, использование речи определяет особенности психической деятельности человека.

Симонов: «С. – знание с кем-то», осознать – приобрести потенциальную возможность передать знания другим людям, поколениям.

С. ярко проявляется в речи: письменной, устной, мысленной.

ВНД включил в себя все достижения эволюции животных, приобрела совершенно новое качество – использование обобщенных понятий, заключенных в словах, символах, и т.д. Павлов, рассматривая особенности внд животных и челолвека пришео к выводу о том, что существует 2 сигнальные системы, 2 категрии, типа у/р  которые характеризуют ВНД животного и человека.

1 сигналюная система имеет биологическую природу, есть у животных и человека

2. связанна с образованием у/р на обобщенные понятия и слова, только у с\человека, социальная природа

У/р животных – рефлексы 1ой сигнальной системы у человека есть еще и 2я (имеет социальную основу). В 1 сигнальной системе – сигнал конкретен, б/у рефлекторное подкрепление; а во 2ой может быть слово – отвлеченный сигнал, подкрепляется все что человек видит , слышит, (во 2ой системе у/р м.б. свойства целой популяции).

Павлов рассматривает специфические черты у/р 1й и 2й сигнальной системы. Свойства у/р в  первой :

1.       условный сигнал, на которой вырабатывается у/р - конкретный сигнал (свет, звук)

2.       подкреплением безусловно рефлекторное. В основе подкрепления -  пищевые, оборонительные, половые б/р.

3.       каждый у/р нацелен на повышение приспособления  конкретной данной особи.  Биологическая природа приспособительного эффекта, вырабатываемого в следствие такого у/р. специфика у/р

Свойства у/р 2ой сигнальной системы

1. Условным S служит  слово, символ.

2. Подкрепление у/р 2ой сигн. сист: то что видим, слышим, обсуждаем, делаем сами

3. на что нацелены у/р? Направлены на обеспечение жизнедеятельности всего общества в целом через индивида.

 

 

Психическая деятельность прежде всего отличается от животных вербальное поведение. Вербальное поведение было доказано в середине 19 в.: было показано, что вербальное поведение  латерализованная  функция, поскольку большинство нарушений речи человека наблюдается при поражении г.о. левого  полушария. Можно определить, какое полушарие является речевым.

Тест Вада – определяет локализационный центр речи. # Человек лежит, ему вводят в сонную артерию трубочку, через которую можно потом ввести аметал натрия – снотворное (наркотического ряда). Его просят поднять руки и отсчитать от 100 тройками (100, 97, 94). И на этом фоне вводят препарат, и он  блокирует полушарие (соответственное). Если это полушарие ведущее, то человек на несколько минут теряет речь, если нет – на несколько секунд. Вад многих замучал:

У 95 % праворуких центр речи – в левом полушарии, у остальных – в правом.

У 70% леворуких людей центр речи  в левом, 15% в правом, и 15% в обоих.

Если поражения левого полушаряия случилось в раннем возрасте, то у них формируется нормальная речь – правое начинает действовать.

Участки мозга, управляющие речью:

Центр Брока – двигательный центр речи (управляет движениями мышц во время речи). Брока это французский врач, в 1866 выступая на заседании медицинского общества доложил о нарушениях речи у 1 больного с поражением левого полушария, во фронтальной коре. В той части коры, которая примыкает к двигательной, которая ответственна за сократительную работу мышц лица, челюсти, глотки.  И назвали двигательный центр Брока. Но: французский врач Марк Дакс в 1836 г малоизвестный врач докладывал своему научному обществу, что, изучил  40 больных с нарушением левого полушария -  нарушение речевых функций.

 

 

 

Итак, наша речь - основной нервный субстрат, который обуславливает построение устной речи – осмысление – зона Вернике, из нее через дугообразный пучок I передается в зону Брока, где строится двигательная программа речи, затем I в область двигательной коры, тесно примыкающей к зоне Брока. Большое значения для понимания речи у слуховой коры необходима для того, что информация должна пройти через слуховую кору – зона Вернике - зона Брока - двигательная кора.

Интонация речи связана с правым полушарием! В управлении речью участвует стриополидарная система и ядра таламуса.

Расщепление мозга.

Больным расщепляют мозг # эпилептические припадки: могут распространяться из очага по всему мозгу через мозолистое тело, поэтому расщепляют мозг. Разрезка идет по мозолистому телу. Мозолистое тело – соединяет полушария, рассечение мозолистого тела проводят у эпилептиков для предотвращения распространения эпилепсии. Общаются полушария через ствол. Сенсорные двигательные f контралатеральные по отношению к полушариям. Правое управляет f левой и наоборот. А зрение?                               

У больных с расщепленным мозгом не было выявленных особых психических нарушений, личностных свойств, поведения. Левое полушарие ответственно за речь и язык, правое имеет отношение к навыкам, связанным с пространственным и зрительным опытом. Левое действует индуктивно, аналитически и последовательно, правое – дедуктивное и оценивает информацию одновременно и целостно.

Левое называют доминирующим, правое – второстепенным, но бывает и правое доминирующим в случае пространственной ориентации.

Левое полушарие ответственно за речь и язык. Правое – зрительный и пространственный опыт.

Четкое представление, если говорить о межполушарной асимметрии.

Межполушарная асимметрия: f ассиметричные:

-                            двигательная

-                            сенсорная (мы неодинаково воспринимаем объекты справа и слева)

-                            психическая (по-разному полушария участвуют в психических f)

Правое с э. сферой, сильными э., а левое левое связана с двигательной сферой, речью.

Психические особенности человека, асимметрия полушарий:

Правое полушарие – чувствительная сфера, левое – двигательная сфера. При стимуляции левого- нарушение речи, правого – яркие воспоминания.

Превалирование левого – тяготеет к теории, большой запас слов, целеустремленность, большая двигательная активность, прогнозирование событий. Нацелен на будущее.

Правое полушарие – конкретные виды деятельности, неразговорчивость, склонность к созерцанию и воспоминаниям, сопереживание, медлительны, наделен способностью тонко чувствовать. Живет прошлым. Асимметричность есть и у животных, как индивидуальная так и видовая.

Доминирует концепция о взаимном f  дополнении полушарий, сотрудничестве в осуществлении деятельности, только на отдельных стадиях м.б. доминирование.  на отдельной стадиях могут быть преимущественно участки того или иного полушария.

Асимметрия? Откуда? Мы приобрели в ходе эволюции. У животных не только индивидуальная, но и видовая асимметрия # агрессивные и не агрессивные, отбор по определенным параметрам – у животных без вида отбора уже существует эта асимметрия, а вот если идет отбор в определенном направлении – усиливается нейрохимия с правой стороны.

Т-образный лабиринт при выборе левого  или правого рукава. 50/50 о злых и добрых. Но есть индивидуальные предпочтения, но видовой нет.

Эксперимент:

2х дневного крысенка кладут на  стеклянную поверхность, первый поворот головы и хвоста превышающий 30 градусов, регистрируют, в какую сторону. Здесь есть линейная асимметрия, и г.о. ручные и злые по голове отличались.

Онтогенез – краткое повторение филогенеза. Такие предпосылки человеку были даны эволюционным ходом развития животного мира.

Анатомические межполушарные различия.

Planum temporale, в височной доле, примыкает к зоне Вернике, и в левом полушарии около зоны Вернике больше ее (или она теснее примыкает), чем в правом.

Сильвиева борозда –  в левом полушарии она под углом, в результате чего гораздо больше область височной левой коры, чем правой височной коры. Сильвиева борозда более прямая в правом полушарии.

У 100 нормальных человек post mortum было обнаружено вышеоговоренное. 

В  основе письменной речи лежит устная. Младенец сначала говорит. О том, что имеется предпосылки для асимметрии , говорит факт, что у неандертальцев межполушарная асимметрия была, в отношении сильвиевой борозды (и как узнали?). У младенцев регистрируется более высокая амплитуда вызванного потенциала на речевые стимулов, в левом полушарии, чем в правом. Специализация полушарий в отношении речевых f наблюдается на самых ранних стадиях развития, но пластичность такова, что при поражении левого правое за него работает. Но 13летнюю нашли в лесу, и она научилась говорить, т.е. f эти не утрачиваются, но если поражается левое полушарие у взрослых, то нет восстановления.

Половые различия в отношении межполушарной асимметрии:

В среднем женщины лучше по вербальным способностям, но  уступают в  математических и  пространственных способностях (девочке легче видимо заблудится в квартире). Девочки раньше научаются читать.

Дети, не способные к чтению: среди них в 4 раза больше мальчиков. Исследование мужчин и женщин на вербальные и невербальные тесты, если невербальные то различий у больных с поражением правого и левого полушарий  нет, если вербальный тест, то результаты значительно хуже у мужчин с поражением левого полушария,  чем с поражением правого, у женщин нет таких различий. У мужчин асимметрия выражена сильнее, чем у женщин.

Была выдвинута гипотеза, которая связывает углубление межполушарной асимметрии у мужчин с онтогенетическим развитием половой f, на определенных

Этапах эмбриогенеза у них резко возрастает тестостерон, и он больше ингибирует левое, и правое отстает в итоге.

#среди левшей больше мужчин.

Формирование высшей нервной деятельности у ребенка.

Врожденная рефлекторная деятельность ребёнка.

Ассоциативные области (АО) – наиболее прогрессивные

АО связаны с особой функцией человека – речью (лобная и нижнетеменная зона коры).

У взрослого человека увеличивается в 9 раз площадь лобной и нижнетеменной зон коры, а площадь составляет 2/3 от всей площади коры. Идёт становление таких функций как П., локомоция, реагирования на внешнюю среду.

1ый день рождения:

сосательный рефлекс – б/р.

ВНД начинается с б/р. Рецептивное поле сосательного рефлекса: слизистая, область губ, носа, щеки и т.д.

Оборонительный рефлекс

Носит защитный характер – мигательный, носовой – выражается в резком вымахивании рук при раздражении слизистой носа и ушей.

Установочный рефлекс

Ребёнок пытается удержать определенную позу. Удерживание головы происходит на 2ом месяце – вестибулярные рефлексы.

Рецепторы:

·                     Болевые, температурные рецепторы:

Общее двигательное беспокойство, вздрагивание.

Зрачковый рефлекс с фиксацией взора на предмете – 4-5 месяцев.

 

А сейчас о 4-5 месяца (быстро дошли):

Ребёнок уже видит и возникает ориентировочная реакция – движение головы, поворот глаз.

Реакция на сладкое – причмокивание; на горькое, кислое и т.д. – сморщивание.

 

Врожденное поведение и врожденные реакции свойственны всем представителем данного вида – видовая специфика.

 

Роль внутренних и внешних факторов ВНД ребёнка на 1ом году жизни.

Начинают развиваться индивидуальные особенности. Зависит во многом от окружения. Импритинг (здесь лучше сделать вставку из прошлых лекций, чтоб было про импритинг).  Кому надо вставляйте сами, там 1.5 страницы, т.е. лишние 4 рубля L

Натуральные условные рефлексы формируются очень быстро – эта 1ая форма индивидуального поведения.

1.                   условный рефлекс на время – при строгом режиме кормления, за полчаса до кормления повышается количество лейкоцитов, газообмен, нарастает двигательное беспокойство, и ребёнок просыпается, рецепция с внутренних органов; подкрепление пища + реакция на положение тела в пространстве.

2.                   на запах – на запах матери.

3.                   R на положение тела в пространстве

 

ВНД ребёнка до года формируется не на отдельный стимула, а на комплекс стимулов, связанных с интерорецепцией. Но ситуация меняется к году, уже даже к 9-10 месяцев приобретают значения внешние стимулы, которые воспринимаются комплексы, то есть нет выделения отдельных предметов (#ребенок говорит «мама», но не значит, что он конкретизирует именно данного человека как маму, халат – часть матери). К 1ому году начинается выделение объектов. Оборонительные рефлексы начинают формироваться на 10м году жизни.

 

Стадии у/р:

1.                   слабовыраженный, плохо выраженный УР, но резко выраженный вегетативный компонент.

2.                   Установление специфических реакций с хорошим проявлением вегетатики.

3.                   Дальнейшая специализация у/р, ослабление вегетативного комплекса.

 

После 6 месяцев у детей можно выделить типологические особенности ВНД: для ребёнка 1ого года жизни важно стереотип (!!!!!!!!!!!!!) сна/бодорство   привязка к становлению ВНД к внутренней рецепции.

Процесс торможение: невозможно выработать внутреннее торможение только внешнее. Переключение внимания ребёнка осуществляется с помощью внешнего торможения и ориентировочной реакции. И  концу первого года жизни ребёнка свойственны некоторые функции – сначала подражание потом связи первых слов с раздражителями.

 

Особенности ВНД ребёнка с 1 по 3ий год.

Тоническое становление и становление межцентральных связей – формируется ВНД.

Идёт созревание основной функций ЦНС, становление координированного управления скелетно-мышечной системой (локомоция, ходьба, потом бег) + начинается развиваться манипуляционная деятельность, связанная с движением рук, направленное на внешний мир (взять в руки, рот, построить что-то). Формируется представление о предмете на базе комплексной рецепции. Дифференциация внешней среды.

Функциональная система по Анохину, гетерохрония роста (вставка из прошлых лекций). См выше про вставки.

Начинает формироваться способность совершать адекватные действия с предметами. Начинает использовать предметы по их назначению. На 1ом году – пищевое подкрепление наиболее эффективное, позже – ориентировочное, игровое, оборонительное подкрепление. Поддержание стереотипа!!! т.к. переключения с одного вида деятельности на другую – тяжело.

К концу 2ого года запас слов около 200-400 – способны к

К 3ем годам – 2000 слов и больше. Ребёнок уже может включать до 10 слов в предложения, но не больше.

 

Кольцова, Касаткина Онтогенез внд. «основные этапы развития обобщающей функции слова».

Стадии интеграции:

·                     Слово замещает конкретный чувственный образ конкретного предмета (конец 1ого, начало 2ого года жизни)

·                     Слово замещает уже несколько чувственных образов одно-подобных  предметов (конец 2ого года жизни)

·                     Слово замещает ряд чувственных образов разнородных (#, игрушка: мяч, кукла, машинка и т.д.)

·                     В словах сведены ряд обобщений всех предыдущих степеней – на 5ом году жизни. (# еда – фрукт - банан).

Вопрос: ВНД с 3-6 до 6-11

Характеризуется становлением всех видов торможения. Хорошо формируется прямые у/р. есть свойство генерализации возбуждения – это связано с затруднением специализации у/р.

Первые 3 года Мышление (М.) ребёнка очень конкретно.

С 3-6 лет в жизни ребенка появляется и формируется внутренние торможение. Поведение ребёнка очень аффективно (бурное проявление эмоций), ребёнку тяжело учиться т.к. еще очень слабое внутренние торможение.

6-7 лет этот период проходит и преобладает внутренняя речь (словесное мышление). От максимилизации к оптимизации.

7-11 лет младший школьный возраст: уравновешивание силы возбудительных процессов и торможения. Проявляется неспособность к мелким движениям.

К 11 годам появляются типологические особенности ВНД.

Вопрос: ВНД подростковый период.

1ая фаза: девочки – 11-13лет; мальчики – 13-15

эта фаза связана с половым созреванием, повышение возбудимости ЦНС, резкое ослабление торможения, затрудняется выработка УР, в том числе и словесные сигналы. Локомоции- стереотипный характер.

2ая фаза: девочки – 13-15; мальчики – 15-17

более критический период (Возможны суициды).к концу этого периода речевые сиганалы становятся юолее активными, резко улучшается память.Ускорение формирования УР на словесные сигналы. Психологическая неуравновешенность.

В 25-17 лет завершается типология ВНД.

Типология ВНД

Многие морфологические признаки генетически детерминированы.

Темперамент – соотношение частей

Гиппократ в основе различных темпераментов лежит различное соотношение жизненных св-в:

·                                 кровь (сангвиник)-избыток крови

·                                 желчь (холерик)-агрессивный не знает меры

·                                 слизь (флегматик)-целеустремленный, хладнокровный, медлительный

·                                 черная желчь (меланхолик)-вялый, унылый, всего боится.

При выработке у/р собаки ведут себя по-разному – (ну как всегда говорит наш) Павлов:1) по-видимому большую роль играет сила возбудительного тормозного процессов. И это легло в типологию.

2) для нормальной выработки у/р возбуждения и торможение процессов должны быть уравновешены. И если нет уравновешенности. То обнаруживают патологии.

3) подвижность нервных процессов.

Эти 3 св-ва легли в основу типологии по Павлову:

Не всегда можно определить тип ВНД, используя 3 св-ва. Поэтому Теплов и Небылицин создали типологию Внд – дифференциальная психофизиология. Они выделяли 12 св-в к-ые определяют тип.

По отношению тормозных процессов к возбуждению:

1)сила

2)подвижность

3)динамичность-критерий оценки скорости «+»и «-» св-в.

4)лабильность

Небылицин 1й выдвинул: основный св-ва активности и эмоциональности. В основе активности лежит RF и кора. В основе эмоциональности лежит LS.

 

Айзенк и Грей  тоже выделяли морфологические  основы типологии.

Айзенк: 1)экстра- и интроверсивноть;

2)эмоциональная устойчивость и невротизм;

3)психотицизм, устойчивость следования нормам.

Айзенк и грей в основе экстро- и интроверсивности лежат связи RF и септогипокомпальная система (перегородка и гипокамп), обладающая св-ва тормоза. У интровертов большую роль играет латеральные области гипоталамуса ч/з медиальный пучок.

Эмоциональная устойчивость и невротизм – в основе LS

Психотицизм корелирует с проявлением агрессивности.

Устойчивость следования нормам с альтруизмом.

 

Хостинг от uCoz