Создатель – Павлов. Организация приспособительного поведения.

Это наука, которая изучает мозг, как субстрат для осуществления поведения и ВНД.

Поведение – ответные реакции на восприятие:

1 этап: этап чувственного восприятия мира.

            2 подхода к изучению поведения.

1.       физиологический подход. (Мозг как субстрат)

2.        психологический подход. (изучение тех закономерностей, которые проявляются на разных этапах под воздействием разных факторов).

·            Гиппократ(3-4вв до н.э.): есть связь между мозгом и психической деятельностью.

·         Гален(3 в. до н.э.) начал экспериментировать на животных.

·         Рене Декарт(17 век) – принцип рефлекторной организации поведения.

·         19 век. Дарвин, эволюционисты – экспериментальная психология.

·         Сеченов: простые и сложные рефлексы.

·         Павлов (нобелевская за работу по пищеварению в 1903) – количественные методы

 1 свойство:

2 свойство у/р – угасание

3 свойство у/р – сигнальность.

Отрицательное – когда все верили в у/р, другие перспективные учения отрицались.

·         В конце 19 века – бихевиористы. Основоположник – Уотсон. Роль внешних факторов, способность к обучению у разных видов.

 Торндайк – «проблемные клетки».

3 основных закона

-эффекта

-пользы

-упражнения

суть этих законов в том, что полезные действия животного в силу их связи с приятным чувством, закрепляются, а вредные, вызывающие неприятные чувства, исчезают.

·         Этология -  биологическое объективное исследование поведения. (основатели – Лоренц и Тимберген).

Возникла в начале 30-х годов.

Исследование инстинктивной стороны поведения и морфологию, развитие поведения. В этологических иследованиях поведенческие акты рассматриваются как целостные, неделимые. Центральное место в э. мышлении занимают КФД,

·         представляют собой сложные стереотипные движения, образующие высокоорганизованную последовательность.

·         Вызываются простыми, но высокоспецифичными раздражителями и одинаково проявляются у всех представителей данного вида.

·         Трудно вызвать повторно – самоистощающиеся R.

·         Не связаны с индивидуальным опытом организма и осуществляются с 1 раза.

·         В обычном состоянии КФД находится в фазе активного торможения. Знаковые стимулы воздействует на локализованные в определенном участке мозга «врожденный разрешающий механизм», которые снимают торможение и способствует разрядке соответствующих центров.

Этологи игнорировали роль внешних факторов в поведении. Метод Каспар – Хаузера.

·          Гештальтпсихология. Келер, Коффка. Поведение возникает не на основе обучения, а на основе способности воспринимать связи между различными фактами.

Мутации; «реорганизация перцепции».

Кёлер, 1927, «Ментальные способности человекообразных обезьян».

Миллер, 1952,  опыт с 50 обезьянами.

 

       I: Формы поведения.

Безусловные рефлексы (нельзя без подкрепления, они врожденные, генетически заданные, осуществляются при 1 необходимости, классический пример – реакция птенца при вылуплении, совершенно определенные движения)  и инстинкты (сложная форма поведения, основная часть – врожденное поведение) – наследственно детерминированные формы поведения.

  Основа психической деятельности человека – поведение, унаследованное от животных.

Циглер (немецкий зоолог): 5 основных критериев инстинкта:

1.       наследственное свойство вида

2.       не требует предварительного обучения

3.       выполняется одинаково у вида, у м. и ж.

4.       Соответствует организации животного

5.       Приспособлен к экологическим условиям обитания данного вида.

 

Этологи: специфическая  видовая память соответствует организации вида. # Роющая оса – вся жизнь основана на инстинкте.

Чем ниже организация животного, тем большую роль играют инстинкты.

Поведенческая реакция:

1.       поисковая (аппетентная) фаза – удовлетворение потребности

2.       консуматорная (завершающая) – проявляется врожденная и генетически заданная реакция.

# умерщвление добычи.

Б/у при не подкреплении могут угасать. # ягненок – на затемнение вскидывает голову (типа мама идет), и если нету, так он и не…

У хомячков всегда д.б. игровая деятельность. Если крысы не общаются с материалом (их держат на жидкой пище, то они не могут строить гнездо.

Для реализации некоторых рефлексов нужен онтогенетический опыт.

Харлоу: детеныши, воспитанные мамами-суррогатами, имеют плохие формы социального поведения, плохое брачное, материнское поведение

 

                    Классификации безусловных рефлексов:

Павлов:

Анатомический принцип: через какую часть проходит центральная ветвь?

1.       простые (спинномозговые) – на уровне с.м.

2.       усложненные – продолговатый мозг.

3.       Сложные (средний мозг)

4.       Сложнейшие (вышерасположенные отделы г.м.) составляют основную часть инстинктов

4а.  Индивидуальные (пищевой, оборонительный (активно-, пассивно-). Рефлекс свободы, игры, исследовательский).

4б. Видовые: половой, родительский.

-обеспечивают индивидуальное сохранение особи

-направлено на сохранение вида.

  А. Д. Слоним.

Теория адаптивного поведения.

1.       рефлексы на сохранение внутренней среды организма и постоянного вещества.

1а). Пищевые (постоянство вещества)

1б). Гомеостатические (постоянство внутренней среды). Ph баланс, о2 баланс

2.       рефлексы на  изменение внешней среды.

2а). Оборонительные

2б). Средовые (ситуационные)

-устранение повреждающих факторов

-обеспечивают R специфические факторы, изменение влажности, температуры. Биотические и абиотические.

3.       связаны  с сохранением вида.

3а). Половой

3б). Родительский

Тембрак, 1964г.

1.       поведение, определяемое обменом веществ.

1а). Пищедобывательное, прием пищи.

1б). Дефекация

1в). запасание пищи

1г). покой и сон

1д). Потягивание

2.       комфортное

3.       оборонительное

4.       размножение

4а). Территориальная

4б). Копуляция и спаривание

4в). забота о потомстве

5.       социальное, групповое поведение

6.       постройка нор, гнезд, убежищ

Симонов П. В.

Основа – потребностно-I подход.

3 основные потребности человека:

-витальные

-социальные

-творчески-познавательные

 появившись на свет, животное должно найти свое место во всех сферах:

-био

-социо

-ноо

В соответствии со сферами – б/р:

·         витальные

·         ролевые

·         б/р саморазвития

 Основные признаки витальных б/р:

-неудовлетворение хотя бы 1 из них – гибель.

-реализация не требует участия другой особи.

1)       пищевые – медиальный гипоталамус

2)       питьевые

3)       сон-бодрствование

4)       оборонительное (агрессия –страх)

5)       экономия сил

Агрессия. (4)

Если гипоталамус раздражать у крвс, стоящих выше на иерархической лестнице – агрессия, ниже - тревожность.

Меер выделил виды агрессии :

1.       – территориальная – латеральный гипоталамус

2.       – материнская- медиально-приоптическая часть гипоталамуса.

3.       – межсамцовая – медио-базальнаый гипоталамус

В оборонительном поведении главную роль играет миндалевидная часть, где базо-латеральная – пищевые и оборонительные рефлексы.

Оборонительные рефлексы – LS, гипоталамус, миндалины.

Миндалины – сохранение баланса м/у мотивациями. При разрушении миндалин у  8 хорьков из 11 нарушается пищедобывательное поведение.

Р. экономии сил. (5).

В основе – разделение на работников и паразитов.

-не зависит от иерархии

-исчезает, если есть свободный доступ к пище.

      Круг Пайпеца.

Сосцевидные тела - передние ядра таламуса – кора поясной извилины – кора парагипакомпальнлй извилины – гипокамп – свод – с. тела.

LS :

Корковые                                             подкорковые

-старая кора                                           ядра прозрачной перегородки

-древняя кора                                    передние ядра таламуса

-сводчатая извилина                         МК

                                                             сосцевидные тела

 

Основные признаки ролевых б/р

-нужна 2 особь вида

·         половое (обеспечивает сохранение вида)

·         родительское

аллопарентальная забота. Максимальная забота – у незрелорождающихся млекопитающих. Чем выше уровень организации, тем выше % выживаемости. Гиены- 5% выживаемости (только мать следит) Гиеновые собаки – 30% (вся семья). Для осуществления взаимодействия между матерью и ребенком очень важен период первичной социализации. Он есть у всех млекопитающих. Нет контакта – самоконтакт.

·         Территориальное

·         Иерархия

Стабилизация группы. Доминант – главный жеребец. Субдоминант – старый, умудренный. Ну и субординанты.

·         Эмоциональный резонанс (сопереживание)

опыт: комната с темной частью и светлой, крысы идут в темную, но при этом другая получает ток. Они перестают в нее заходить. Как быстро?

31% быстро

45%после роли жертвы

24% вообще не перестают, «э. глухие»

образования ЦНС:

-межсамцовая агрессия – медиобазальный гипоталамус

-материнская агрессия – медиально-приоптическая

-иерархическая агрессия – базолатеральные ядра миндалины

-э. сопереживание – гипоталамус, МК.

-реализация соц. поведения – передние отделы коры (орбитальные, но не медиальные) и миндалины (базолатеральные ядра).

-соц. статус. При двустороннем разрушении миндалины нарушается.

-потребность в доминировании МК и передняя кора.

Основные признаки б/р саморазвития.

-не выводятся и не сводятся к другим б/р

-не связано с видовой и индивидуальной адаптацией.

·         Исследовательский рефлекс

·         Рефлекс свободы

·         Р. привинтивной вооруженности

 Исследовательский:

возник на основе потребности в I. Передние отделы коры –исследовательское поведение.

Р. преодоления или свободы по Павлову.

Препятствие – S для его преодоления. Отсутствие еды – мотив для ее поиска.

Р. привинтивной вооруженности.

-подражательное поведение – сигнальное негетически наследуемое поведение. Большая роль для выбора образца поведения – ранг.

-игровое поведение – совокупность двигательных актов организма, включающих определенные мышечные группы, используемые в дальнейшем взрослыми животными в соответствующих жизненных ситуациях – бегстве, борьбе, добыче пищи и т.д.

 

           Формы индивидуального обучения.

·         Облигатное обучение – это приобретение индивидуального опыта, необходимого для выживания всех особей данного вида

# Натуральные условные рефлексы – пищевые рефлексы.

(запах молока для маленьких детей.)

·         Факультативное обучение связано с приобретением опыта в частных индивидуальных особенностях. Свойственно для жизни индивидуальных особей.

Индивидуальное обучение необходимо. Чем больше изменчивость среды, тем меньше ценность прагматического опыта вида.

Тор: «Обучение-это процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате появления опыта».

·         Высшие формы обучения

                                   Неассоциатвное обучение.

В его основе - условные рефлексы.

Есть такие, которые не требуют новой ассоциации – привыкание и сенситизация.

·         Привыкание - у молодых животных, в результате угасания реакции на раздражитель, который ранее вызывал эту реакцию. Сначала на любой шорох – испуг, оборонительная реакция, потом реакция не становится такой острой.

·         Сенситизация – раздражитель, ранее индифферентный приобретает значительность. У диких крыс – на отравленную приманку, у птиц – на чучело в огороде.

                              Облигатное обучение.

Обучение, в результате которого формируется индивидуальный опыт, необходимый для выживания всех представителей данного вида.

·         Натуральные условные рефлексы

·         Импритинг (запечетлевание)

·         факультативное обучение (наиболее гибкий, лабильный) – конкретизирует поведение данной особи в данных условиях обитания. (обучения)

                                Импритинг (И.)

И. – первый этап облигатного обучения. Обеспечивает специфические формы поведения. Был открыт Лоренцем.

В основе распознавания матери - И.

·         И. – повышенная в определенном периоде жизни способность к запоминанию отдельных более или менее специфичных факторов среды, способствующих выживанию данной  особи, а также и вида.

И. Лежит в основе специализации поведения на самых ранних этапах жизни.

Выводковые птицы – зрелорождающиеся. Утки, гуси. Эти птенцы вылупляются, обсыхают, ходят. У большинства видов – врожденная реакция следования ( за любым первым движущимся объектом

Привязанность к этому объекту. Это очень быстрый процесс, формируется распознавание.

    Впервые это описано в конце 19 века. Если цыплята до 8 дня не слышат матери, они потом ее не дифференцируют. Инстинктивна лишь реакция следования, а распознавание матери, сородичей основано на научении.

И. связан с установлением жизненно-важных контактов в гнезде, стаде, стае, группе, семье. Обеспечивает первичную связь между новорожденным и родителями и замыкают цепь преобразований эмбрионального периода, позволяя реализовать новорожденному уже сформированные механизмы восприятия и реагирования.

Признаки:

·         Быстрота

·         Явление имеет место в особый период жизни – чувствительный.

·         Не требует подкрепления

·         Необратим

·         Запечатлеваются не индивидуальные, а видоспецефические характеристики жизненно-важного объекта

·         Формируется, когда соответствующее поведение еще не развито.

Как всякое обучение, И.  сопровождается:

1.        1 этап – предъявление объекта, на который вырабатывается И. – имприт-объекта.  Импритирование.

2.       Тестирование памяти.

1 тест. На сохранение.  Поведение опытной группы сравнивается контрольной группы. Если опытная группа > предпочитает объект в сравнении с контрольной, значит запечатление совершено.

 2 тест. Дифферинцировочный.  1 группа – опытная. Предъявляют объект, затем имприт-объект, затем незнакомый – птенцы предпочитают имприт-объект.

    Определена высокая роль врожденных факторов, врожденного различения.

    Форма объекта – б’ольшая роль.

Из опытов выявили:

1.  У цыплят врожденное различение на круг – форма зернышек. Круг - пятиугольник – овал – ромб     способность ослабевает. Цвет – голубой лучше всего.  Голубой – красный – желтый – зеленый – нормально.  Хуже  - черный,  серый, белый. Реакция на шар лучше, чем на пирамиду. Можно варьировать силу импритинга.

2.       сочетание зрительных и звуковых раздражителей. Такое сочетание усиливает силу запоминание. Если взять отвлеченный объект, и сопроводить его звуками матери, то произойдет запоминание.

3.       Движение и-объекта. На движущееся реакция формируется лучше, на движущееся хорошо, а лучше всего на движение вразвалку.

Начало периода – развитие сенсорных систем. Некоторая

зрелость. конец – страх перед незнакомым стимулом. На стадии спада наблюдается повышение уровня кортекостероидов (гормонов, вырабатывающихся при стрессе).

У некоторых видов имеет место врожденное распознавание родительского вида.

   Зрительный, слуховой И.  Чувствительный период для слухового И. наступает раньше, чем для зрительного. Птенцы, которые в зарослях рождаются, еще в яйце распознают голос матери. # древесные утки.

Импритирование возможно на неподвижный объект. Но лучше – движущийся. Запоминание возможно и в группе.

  Если 0.5 группы запечатлело, а 0.5 уже прошли чувствительный период, то они все равно могут запечатлеть.

                        Чувствительный период.

Скотт увидел сходство чувствительного периода п.с. и ч. периода И. Запускающие механизмы  общие. Этот период ограничивает формирование и нарастание страха в онтогенезе. (перед незнакомым Объектом). Адреналовые железы, реакции на уровне центральных структур. У птиц – кортизол. У животных-

В момент окончания ч. периода -    кортекостероиды в крови.

                      График:

 

                      Импритинг у млекопитающих.

У овец сильно выраженная реакция следования.

Овцы, козы, морские свинки. У морских свинок тоже можно определить ч. период, они питаются молоком. В течение 5 дней детеныши содержатся с матерью. У морских свинок процесс импритирования очень длительный, потому что сохраняется постоянство среды.

 

У выводковых птиц меньше период сразу следуют за мамой.

Белый молчащий шар с лампочкой внутри. К з дням период заканчивается.

Ч. период у птиц короче, чем у свинок

6-7 дней      100%

14-15 дней    80%                     месяц  у млекопитающих

20-21 дней    80%

30-31 дней     40%

50-51 дней     0%

Мать импритирует ребенка.

Длительно не меняет среду обитания. У домашних животных сильно ослаблен. У овец и коз тоже есть реакция следования. Существует материнский И.  5 минут контакта козы с детенышем, и в последствии мать может различить своего детеныша среди тысячи.(у овец – 25 минут). Высока роль обонятельной системы. «обонятельный И.» Мать никогда не примет чужого детеныша. А вот ягнята не дифференцируют мать в первые 2 дня.

Начиная с 7 дней начинается предпочтение своей матери. В основе – натуральные условные пищевые рефлексы.

*При содержании ягнят человеком(мамы нет) ягнята привязываются к человеку, но как правило это связано с пищевым подкреплением.

                       Половой И.

На его основе формируется предпочтение половых партнеров. Ч. период начинается, когда появляется оперение, а заканчивается, когда семья смешивается с другими группами. В изоляции от себе подобных птенцы импритируют человека, игнорируя птиц своего собственного вида.

Центральные механизмы.

Методы разрушения отдельных частей мозга. Главная роль – у самых передних частей мозга. Вентральный гиперстриатум (схоже с гипокампом – рабочая «свежая память»). В период импритирования усиливается синтез РНК в передних областях мозга.

 !!! И. является чрезвычайно важной способностью адаптации у зрелорождающихся и птиц.

 

           Условный рефлекс как элементарный акт ВНД.

Первым его раскрыл Павлов. (а как же…)

Основные черты:

·         Носит приспособительный характер. (поскольку возникают эти рефлексы при сочетании усл. сигнала с безусловно рефлекторной деятельностью)

·         Формирование: т.к. многократно повторяется

·         Изменчивость: при отсутствии подкрепления  угасает.

·         Предупредительный характер. (!!!)

·         Отсутствие врожденности

·         приобретаемость

У/р – это приспособительная деятельность, осуществляющаяся высшими отделами ЦНС путем образования временных связей м/у сигнальным раздражителем и сигнализируемой реакцией.

                     Классификации у/р.

I: от характера сигнального раздражителя.

Натуральные –у/р, которые образуются в ответ на воздействие агентов, являющихся естественными признаками б/у раздражителя.

Искусственные – образуются в ответ на воздействие агентов, не являющихся естественными признаками  сигнализируемого раздражителя.

 


Натуральные                     

У. сигнал – ест.                     

#у собак на хлеб               


 

искусственные

У. Сигнал – индифферентный

# на свет лампочки

 

II по природе условного сигнала:

               -экстероцептивные. На  внешний раздражитель, тактильные, зрительные, слуховые

Экстероцептивные у/р.

 

Дистантные                                 

Действ. на расстоянии     

Слуховые  

когитактные    

действ. при соприкосновении

Тактильные                    

 

-          проприоцептивные у/р на сигнал скелетно-мышечной

# владение руками, речедвигательная мускулатура. На их основе развивается двигательная система.

-          Интероцептивные у/р сигнал от внутренних органов.

 Желудочные, кишечные, маточные, рефлекс на время (суточная периодичность обменных f # выделение желудочного сока при наступлении обеда, просыпание в назначенный час)

III: по особенности безусловного подкрепления.

        От типа подкрепления:

Положительные                  

Подкрепляемые 

 

Отрицательные.

тормозные, неподкрепляемые

Не только не вызывают соответ. R, но ослабл.  ее                      

#пищевое                

                                 

IV: от типа раздражителя, от его структуры.

1. у/р на  простые раздражители (звонок, метроном, свет)                                             

2.  у/р на  одновременные комплексные раздражители, состоящие из нескольких компонентов, действующих одновременно(свет+звук+кожное раздражение) 

3. у/р на последовательные комплексные раздражители, отдельные компоненты которых действуют последовательно, накладываясь друг на друга.                                         

4.       у/р на цепи раздражителей, когда отдельные компоненты сложного раздражителя действуют последовательно, не совпадая друг с другом, а подкрепление присоединяется к последнему из них.

5.       На суммарные раздражители.

 

 

V: по отношению во времени действия условного и безусловного раздражителя

Наличные

следовые

 Наличные – у/р, при выработке которых подкрепление применяют во время действия сигнального раздражителя.

-налично-совпадающий – сразу после выключения сигнала к нему присоединяется подкрепление.

1”

                 -налично-отставленные. До 30 секунд.

 15”                     

                 

-налично-запаздывающие. Подкрепляющая R присоединяется после длительного изолированного действия сигнала. От 1 до 3 минут.

Следовые – у/р, при выработке которых подкрепление предъявляют лишь после некоторого времени после выключения сигнала.

VI: от вида безусловного подкрепления.

Любой у/р служит основой для другого у/р.

          -у/р первого порядка. Может служить основой для выработки 1-го порядка и т.д.

-у/р 2 порядка и т.д. Зависит от типа полкрепления 1 порядка. От типа НС.

VII: от того, где образуется временная связь.

-классические, павловские. Между сигналом и подкреплением.

-инструментальные. Между движением и подкреплением.

Чем более возбудима НС, тем легче вызвать у/р. Можно связать 2 индифферентных сигнала и вместе предъявлять их.

Большую роль играют ситуационные (установочные) у/р.

# Если собаку подкармливали на свет, то она начинает лизать лампочку.

  Основные условия для выработки у/р:

1.       Сочетание сигнального раздражителя с подкреплением. Действие сигнала должно опережать.

2.       Индифферентность раздражителя.

3.       Преобладание силы возбуждения вызванного подкрепления над силой возбуждения. Б/у сильнее. Чем у/р.

4.       Выработка у/р в отсутствии посторонних раздражителей.

5.       Нормальное  f ЦНС.

 

Оперантное поведение – без определенного стимула на базе подкрепления. # У птиц добивались выработки форм поведения при помещении в клетку. Оно вырабатывается в рез-те тренировки.

Вообще с помощью подкрепления можно выработать разные формы поведения, но некоторые выработать нельзя, так как они связаны с инстинктами. Экологическая обусловленность поведения.

Классические рефлексы.(Павловские) временная связь между сигнальным раздражителем и сигнальной реакцией.

 

 

 

Сигнал                сигнальная реакция

                Классические

Реактивное поведение – со стимулом.

Оборонительное поведение. У животных носит врожденный характер. У животных разной экологии оно разное: приживаются, убегают.

Бывают еще инструментальные у/р.

Экологическая обусловленность поведения: У свиней их не смогли выработать, чтобы они подкидывали монет в копилку, они по инстинкту рыли землю пятачком. Не всякое поведение можно выработать, нужно учитывать инстинкты, и врожденное поведение.

 Когда голубь подлетает, ему в клетке дают подкрепление.

Дикая крыса – избегательный рефлекс.

                     Элементарная рассудочная деятельность.

*Павлов заметил, что у обезьян наблюдается такое поведение, которое не возникает на основе обучения.            у животных есть ЭРД.

Как определить ЭРД? Наиболее характерное свойство у животных – их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды.. и возможность оперировать этими законами при помощи  программ поведения в новых ситуациях. Некоторые животные могут двигаться за тем объектом, который исчез. (экстраполяция). Это говорит о том, что животным известны следующие законы:

Простейшие эмпирические законы:

1.       «закон неисчезаемости предметов»

2.       «закон непроницаемости прозрачных предметов»

3.       закон вмещаемости объемных приманок в объемный полые фигуры.

4.       Приманка, вмещаема в объемную фигуру, при помещении последней перемещается вместе с ней.

5.       Объемная приманка не м.б. помещена в плоскую фигуру.

Крушинский создал метод, используя способность животных к экстраполяции

Животное видит приманку в течение 3-5 сек., но идет встречать приманку, а не ломится сквозь ширму. Если животное делает это быстро, то задача усложняется. Достаточно 10-14 сочетаний для выработки у/р.

Животные пролазили сквозь ширму,(закон непрозрачности).Ширму надо обойти.

           ЭРД  в эволюционном ряду.

Волки – красные лисицы – собаки(дикие крысы) – енотовидные собаки – кошки – крысы (лабораторные не способны) – мыши.

-черепахи с 1 раза готовы к экстраполяции, а рыбы нет.

-среди птиц лучше всех вороны

-волки очень хорошо, а хуже всех – мыши.

Домистикация эти способности ослабляют.

ЭРД связана с передним мозгом, ассоциативная кора, таламокортикальные пути. Нужна возбудимая ЦНС.

 Решение экстраполяционных задач зависит от:

·         степени цефалиизации.,

·         от усложнения системы контактов м/у нейронами.,

·         от оптимального уровня возбудимости мозга.

аксо-дендритного разветвления (способствует установлению контакта м/у нейронами). У черепах дендриты усыпаны

                        Поведение зависит от:

·         врожденных форм поведения вида.

·         Способность к овладению законами внешней среды.

  Биологическая основа воли у человека – рефлекс преодоления.

 

 

Хостинг от uCoz